Галина Владимировна Васильева
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию
№ Тема ООД Программное содержание Методический источник
День знаний (1-я неделя сентября)
Сентябрь
1 неделя - День знаний
1 ФЭМП
Мониторинг Определение уровня знаний детей на начало учебного года
Публикация «Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
2 Ознакомление с окружающим «Кто нас воспитывает?» Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, дворник, прачка и др. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/сада», с. 22
2 неделя - Осень в саду и огороде
1. ФЭМП Закреплять навыки счета в пределах 5,образовывать число5 на основе сравнения. Различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 15
2 Ознакомление с окружающим миром
«Во саду ли, в огороде». Расширять представления детей о многообразии мира растений. Расширять представления о способах ухода за садов - огородными растениями Конспект прилагается
3 неделя - Сезонные изменения в природе
1 ФЭМП Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов. Сравнивать два предмета по двум параметрам величины И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 17
2 Ознакомление с окружающим. ОБЖ «Правила поведения на природе» Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 47
4 неделя - Живая и неживая природа
1 ФЭМП Учить составлять множество из разных элементов. Закреплять представления о знакомых плоскостных геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 19
2 Ознакомление с окружающим «Земля –наш общий дом» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, расширение знаний детей. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников», с. 79
Я вырасту здоровым (1-я -3-я неделя октября)
Октябрь
1 неделя - Я и моё тело
1 ФЭМП Учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета, счет в пределах 5.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 20
2 Ознакомление с окружающим миром «Наши руки». Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства: развивая руку, мы развиваем речь. Учить сознательно относиться к развитию своей руки. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 73
2 неделя - Я и моя семья
1 ФЭМП Учить считать в пределах 6. Показать образование числа 6. Развивать умения сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 21
2 Ознакомление с окружающим миром
«Я и моя семья» Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 10
3 неделя - Я и моё здоровье
1 ФЭМП Учить считать в пределах 7. Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов. Развивать умения сравнивать до 6 предметов по длине. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 23
2 Ознакомление с окружающим миром
«Сохрани своё здоровье сам» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, учить оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнения В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 64
День народного единства (4-я неделя октября - 2 неделя ноября)
4 неделя - День народного единства
1 ФЭМП Продолжать считать в пределах 6 и 7. Знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7. Развивать умения сравнивать до шести предметов по высоте. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 24
2 Ознакомление с окружающим миром
«Москва – столица нашей Родины» Дать представление о том, что Москва – самый большой город а нашей стране, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 118
Ноябрь
1 неделя
1 ФЭМП Продолжать считать в пределах 6. Развивать умения сравнивать до шести предметов по высоте (повторение).
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 24
2 Ознакомление с окружающим «История и достопримечательности моего города» Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему, знакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 112
2 неделя
1 ФЭМП Учить считать в пределах 8. Показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 25
2 Ознакомление с окружающим «Я люблю тебя, Россия» Воспитывать любовь к родной Отчизне; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 121
Здравствуй, гостья зима! (3-я неделя ноября – 1-я неделя декабря)
3 неделя - Сезонные изменения
1 ФЭМП Учить считать в пределах 9. Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 27
2 Ознакомление с окружающим
«Зимние явления в природе». Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Закрепить знания о зимних месяцах. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 57
4 неделя
1 ФЭМП Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении сравнивать предметы по величине.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 29
2 Ознакомление с окружающим
«Беседа о зиме» Конкретизировать и углубить представление о зиме. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», с. 79
5 неделя - Животные и птицы зимой
1 ФЭМП Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления о треугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 30
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о том, кто как зимует» Расширять и углублять представление о зимовье зверей, птиц. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», с. 59
Декабрь
1 неделя
1 ФЭМП Совершенствовать счет по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 31
2 Рассматривание картин «Волки», «Лоси» Объяснить, что в природе всё взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 117
Новогодний праздник (2-я – 4-я неделя декабря)
2 неделя - Новый год
1 ФЭМП Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Познакомить с цифрами 1 и 2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 33
2 Ознакомление с окружающим
«Новый год у ворот. Беседа об истории праздника» Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 173
3 неделя
1 ФЭМП Закреплять представления о свойствах и видах треугольника и четырехугольника. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 34
2 Ознакомление с окружающим «Как празднуют Новый год в разных странах мира»
Познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира Конспект прилагается
4 неделя
1. ФЭМП Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5. Познакомить с цифрой 4. Продолжать учить определять направления движения, используя знаки. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 35
2 Ознакомление с окружающим «Что за праздник Рождество»
Познакомить детей с народным праздником Рождество» Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 182
Зима (2-я – 5-я неделя января)
Январь
2 неделя - Зимние виды спорта
1 ФЭМП Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними. Познакомить с цифрой 5. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, разные образцу. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», стр. 37
2 Ознакомление с окружающим «Зимние виды спорта» Познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.
Конспект прилагается
3 неделя
1 ФЭМП Учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Познакомить с цифрой 6. Развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой ширины. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», стр. 39
2 Ознакомление с окружающим «Небезопасные зимние забавы» Расширять и обогащать знания о безопасном поведении зимой. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 25
4 неделя - В гостях у зимушки – зимы
1 ФЭМП Формировать представления о равенстве групп предметов. Познакомить с цифрой 7. Продолжать развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой высоты. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 40
2 Рассматривание картины И. Грабара «Февральская лазурь» Формировать представления детей о явлениях зимней природы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», с. 83
5 неделя
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Учить видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 42
2 Ознакомление с окружающим «Зимушка – зима в гости к нам пришла» Сформировать представление о зиме.
Развивать познавательный интерес, Воспитывать любознательность Конспект прилагается
День защитника Отечества (1-я – 3-я неделя февраля)
Февраль
1 неделя - День защитника Отечества
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 43
2 Ознакомление с окружающим «История возникновения праздника День защитника Отечества.» Рассматривание картины «Три богатыря» Знакомить детей с защитниками Отечества Древней Руси и современной Российской армии. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства Конспект прилагается
2 неделя
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольнике и четырехугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 44
2 Ознакомление с окружающим
«Военные профессии» Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, воспитывать уважение к людям военных профессий Н. Е. Веракса,Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 244
3 неделя
1 ФЭМП Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Учить делить предмет на две равные части. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 46
2 Ознакомление с окружающим «Российская армия». Расширять представления о Российской Армии. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», с. 38
Международный женский день (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта)
4 неделя - Международный женский день
1 ФЭМП Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Формировать представление о делении предмета на две равные части, называть и сравнивать целое и часть. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 47
2 Ознакомление с окружающим «Весенний праздник – 8 Марта» Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам Конспект прилагается
Март
1 неделя
1 ФЭМП Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка. Познакомить с цифрой 0. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 49
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о маме»
Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия»,261
Народная культура и традиции (2-я – 4-я неделя марта)
2 неделя - Народная игрушка
1 ФЭМП Познакомить с записью числа 10. Учить делить круг на две равные части. Учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной мерки. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 50
2 Ознакомление с окружающим «Чудо – чудное, диво – дивное!»
Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 44
3 неделя - Декоративно – прикладное искусство
1 ФЭМП Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», стр. 51
2 Ознакомление с окружающим «Краса ненаглядная (русские народные промыслы)» Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 48
4 неделя - Фольклор
1 ФЭМП Познакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 53
2 Ознакомление с окружающим «Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор)»
Познакомить с мудростью русского народа – загадками, показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских фольклористах В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», с. 53
Весна (1-я – 3-я неделя апреля)
Апрель
1 неделя - Сезонные изменения
1 ФЭМП Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. Сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Закрепить знание цифр от 0 до 9. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 54
2 Ознакомление с окружающим «»Признаки весны» Уточнить признаки весны; воспитывать бережное отношение к природе. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 264
2 неделя - Домашние животные и птицы
1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел 6 и 7,7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закрепить умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 56
2 Ознакомление с окружающим «Домашние животные и птицы»
Дать понятие о том, какую пользу приносят человеку домашние животные, о жизни домашних птиц. Ю. А. Вакуленко»Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах», с. 85 и с. 94
3 неделя - Весна в лесу
1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел Сравнивать величину предметов по представлению. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 58
2 Ознакомление с окружающим миром «Весна в лесу»
Закреплять знания о сезонных изменениях весной; воспитывать бережное отношение к природе Конспект прилагается
День Победы (4-я неделя апреля – 1-я неделя марта)
4 неделя - День Победы
1 ФЭМП Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 59
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о Великой Отечественной войне»
Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины; осуществлять нравственное воспитание Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», с. 350
Май
1 неделя
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на количество и счет, величину. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 61
2 Ознакомление с окружающим «Этот День Победы» Расширять представления, знания о празднике Победы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Конспект прилагается
Лето (2-я – 5-я неделя мая)
2 неделя - Цветы и растения
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 62
2 Ознакомление с окружающим «Растения весной»
Познакомить детей с изменениями, происходящими с растениями весной. Развивать любознательность Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет», с. 129
3 неделя - Животные и насекомые
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на величину, количество и счет. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 61
2 Ознакомление с окружающим
«Как животные помогают человеку». Развивать любознательность. Расширять словарный запас. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 55
4 неделя - Безопасное лето
1. ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», с. 66
2. Ознакомление с окружающим «Опасные насекомые» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 49
5 неделя - Здравствуй, лето
1. ФЭМП Мониторинг
2. Ознакомление с окружающим «Беседа «Наступило лето!» Воспитывать бережное отношение к природе. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет», с. 182