Владимирова Оксана
Календарно-тематическое планирование по познавательному планированию в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
№
Тема Цель
Модели
СЕНТЯБРЬ
1
2
3
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (помидор – яблоко; огурец – дыня) стр 192
Беседа о домашних животных
Стр. 193
Путешествие в прошлое телефона.
О. В. Дыбина стр 54
Закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов. Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности).
Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, в саду – садовники)
Закрепить понятие «домашние животные». Учить
Публикация «Календарно-тематическое планирование по познавательному планированию в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать творческое воображение.
Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг.
Развивать логическое мышление, воспитывать чуткое отношение к животным.
Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность Существенные признаки овощей и фруктов: форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания.
Существенные признаки домашних животных: живут рядом с человеком, человек о них заботится, домашние животные приносят человеку пользу
Материал. Иллюстрации с изображением различных телефонов; картинки, на которых изображены телефоны с недостающими деталями.
4 Рассматривание
злаковых растений (пшеница - овёс, ячмень - рожь)
Стр. 196 Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают чёрный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям. Учить отвечатьна вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок. Предварительная работа
Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, чтение: В. Дацкевич «От зерна до урожая»
Последовательность стадий выпекания хлеба
октябрь
1 Рассказ педагога
«Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»
Стр. 197 Формировать познавательный интерес к человеку.
Познакомить с органом зрения – глазом. Модель строения глаза
2 Беседа «Речка, реченька, река» Стр. 198 Учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. Формировать понятия о возникновении реки, её истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. Расширять и активизировать словарь детей. Оборудование
Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота; заготовки запретных знаков, рабочий лист «Сравни», гуашь, кисти, простой карандаш.
3
4 Рассматривание и сравнение лисы и собаки. Стр. 201
Путешествие в прошлое жилища
О. В Дыбина стр56 Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления собаки детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении – звери, птицы, рыбы, нвсекомые. Учить правильному употреблению слов, активизировать словарь детей.
Углублять знания детей об истории жилища: научить ориентироваться в прошлом понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
ноябрь Модели существенных признаков зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, детенышей кормят молоком, сенсорные модели: глаз, уши.
Макет «Прошлое жилища»
1 Рассматривание и сравнение комнатных
растений (герань душистая –герань
зональная; бегония- рекс - аспидистра)
Стр. 203 Закреплять знания детей о комнатных растениях (название. Родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода за растениями). Учить описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия. Закреплять знания детьми моделей, умение использовать их рои докозательсве.
Строение растений: корень, стебель, лист, цветок; сенсорные модели: форма листа, его поверхность, размер, цвет, контур, расположение на стебле.
2 Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире» Стр. 204 Познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Строение уха
3
4 Беседа «Кто живёт в реке и в озере» Стр. 205
Страна, в которой мы живем. Природа России» стр 22
Алешина Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб. Водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей.
Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Оборудование
Рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», игрушечная рыбка Ерш Ершович.
Строение рыбы: тело овальной формы, обычно покрыто чешуей, живет в воде, есть плавники, мечет икру
Наглядный материал. Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.
ДЕКАБРЬ
1 Знакомство с волком
Стр. 208 Дать детям новые знания о волке (внешний вид, повадки, образ жизни, способ охоты зимой и летом, польза и вред от волков). Обогащение словарного запаса словами «вожак», «логово», «хищник»; активизация словарного запаса словами «волчья стая», «настороженно», «подкрадываться». Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь. Существенные признаки зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, есть пасть, кормит детенышей молоком. Модель обитания волка: лес.
2 Знакомство с новыми растениями
(традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус)
Стр. 211 Познакомить детей с новыми комнатными растениями, рассказать о правилах содержания. Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые).
Модели способов поливки и отношения растения к солнечному свету, модели функций отдельных частей растения: корень, стебель, лист, цветок.
3 Беседа о снеге
Стр. 212 Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закреплять знания о твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». Учить анализировать. Предварительная работа:
Наблюдение на прогулках, проведение опытов.
Материал: Баночка со снегом, фигурки маленьких человечков, рисунки – эскизы снежинок.
4 Экологическая викторина «Знатоки природы»
Стр. 214 Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Оборудование
Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы.
ЯНВАРЬ
1 Беседа «Растение как
живое существо»
Стр. 218 Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания (кактус, кувшинка) к сезону (сбрасывание растениями листьев на зиму) Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода, земля. Строение растений, модель приспособления отдельных растений к среде обитания, лилия (кувшинка)
2 Рассказ воспитателя «Для чего нужен нос?» Стр. 220 Познакомить детей с важным органом чувств – носом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью Модель носа
3 Знакомство с животными жарких и холодных стран.
Стр. 222 Расширять и углублять представления детей и диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Расширить и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место проживания. Активизация словаря детей: существительных «тундра, копыта, мех, жир, перепонки, ногти, мозоли, пустыня, горбы, наросты, зрение, саксаул,» Предварительная работа.
Чтение художественных произведений: Н. Сладков «Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую пустыню», Т. Снегирев «След оленя», И. Соколов – Митиков «Лоси». Рассматривание картин» «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны».
Модели:
Существенные признаки зверей.
4 «Наши умные помощники – органы
чувств»
Стр. 225 Сформировать у детей представление о различных
средствах и способах познания окружающего мира. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимых для дальнейшей деятельности. Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, громкий, вкусный и т. д., работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.
Февраль Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь.
1 Обобщающая беседа о
зиме «Как много интересного бывает зимой» Стр. 231 Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха, состоянии живой природы – растительный и животный мир. Развивать познавательную активность детей : учить устанавливать причинно – слесдсвенные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности. Оборудование
Картинки с изображением зимующих птиц.
Модели
Строение дерева, погодные явления зимой: снег, лед; приспособление животных к зиме.
МАРТ
2 Итоговая
обобщающая занятие «У нас в гостях животные»
Стр. 235 Активизировать знания детей о животных. упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных существенным признакам. Учить видить сходство и различия между разными группами животных, знать повадки. Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного. Оборудование
Мягкие игрушки: слон, ворона; картинки с изображением домашних, диких, хищных и травоядных животных.
Модели
Признаки домашних и диких, хищных и травоядных животных.
3
4
Путешествие в прошлое автомобиля
О. В. Дыбина стр 80
Черенкование комнатных растений.
Стр. 237
Научить понимать назначение и функции автомобиля, закреплять умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры) ,определенный материал (металл, стекло) и его признаки учить устанавливать причинно- следственные связи между назначением (езда) и строением.
Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений об уходе за ними. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.
АПРЕЛЬ
Картинки с изображением разных видов транспорта, незаконченные рисунки для каждого ребенка,шкатулка.
Модели
Трудовой процесс по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.
1 «Что и как человек ест»
Стр. 237 Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо
обрабатывать сырую пищу. Закреплять сведения о том, как первобытный человек добывал и употреблял пищу. Предварительная работа
Наблюдение за животными: кошками, собаками (кормление). Заучивание потешек, пословиц о навыках еды, культуре поведения во время еды, гигиенических навыках. Беседа о том, как первобытные люди добывали себе еду.
Оборудование
Картинки с изображением продуктов питания.
2 Рассказ педагога «Муравьи-санитары леса».
Стр. 240 Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. Оборудование
Картина на тему «Муравьи за работой»
3 Экологическая сказка «Ручеек»
Стр. 241 Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе. Модели:
Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые.
4 Комплексное занятие
«Доктора леса» Стр. 247 Формировать умение находить взаимосвязь между
изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
МАЙ Предварительная работа
Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна»
Модели
Признаки весны, существенные признаки птиц.
1 «Доктора леса» Стр. 249 Формировать умение находить взаимосвязь между
изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. Предварительная работа
Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна»
Модели
Признаки весны, существенные признаки птиц.
2
3
4
Путешествие в прошлое театра стр 84 Дыбина
Путешествие в прошлое ручки стр 88 Дыбина.
Заключительная беседа о весне. Стр. 252
Познакомить детей с историей театра: научить ориентироваться в разных видах кукольного театра, развивать творческое воображение.
Научить детей понимать назначение и функции ручки ее необходимость в жизни человека,научить устанавливать причинно- следственные связи между назначением и способами употребления.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе. Развивать логическое и системное мышление.
Макеты разных видов театра, картинки с изображением гладиаторов, актеров в разных масках,к уклы- марионетки.
Игрушка- карандаш,гусиное перо чернила, фломастеры,карандаши, бумага.
Предварительная работа
Наблюдение в природе, опыты, беседы о весне, чтение художественной литературы.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением весны, животных, птиц, мнемотаблица к стихотворению «Ударил гром 12 раз», системный оператор.
Модели
Существенные признаки весны, модели зимующих и перелетных птиц, проталина.