Елена Егорова
Календарно-тематическое планирование для старших дошкольников «Наши защитники»
▼ Скачать +Заказ
Планирование с детьми старшего возраста
Тема «Наши защитники».
Программное содержание:
• Уточнение и расширение знаний о государственном празднике «День защитника Отечества», профессиях военнослужащих, разных родах войск и боевой технике.
• Приобщение к русской истории через знакомство с былинными богатырями и рассказами о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Публикация «Календарно-тематическое планирование для старших дошкольников „Наши защитники“» размещена в разделах
• Воспитание патриотических чувств к нашей Родине, чувства гордости за наш народ, Армию, защитников нашего Отечества.
• Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
Образовательная деятельность в семье по теме недели:
• - закреплять дома комплекс упражнений «Зарядка для крепкого солдата»;
• - оформить дома фотоальбом или газету «Мой папа (дед, дядя) служил в армии». «Мой папа (дед, дядя) военный».
• - индивидуальное задание: подготовить презентацию семьи «Мой папа (дед, дядя) военный».
• - поддерживать желание мальчиков помогать папам, дедушкам, братьям.
• - приучать детей безопасно обращаться с инструментами, пользоваться острыми предметами под присмотром взрослых.
• - чтение и заучивание А. Митяев, «Наше оружие», «Почему армия всем родная» И. Грошева «23 февраля» Л. Куликов «Сын летчика»
• - прогуляться по парку Победы и обратить внимание детей на военную технику
• - привлечь родителей к созданию выставки репродукций об армии.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образоват. деятельность в режимных моментах
Понедельник, 19 февраля Утро: Утренняя гимнастика «Мы солдаты», «Военные».
Пальчиковая гимнастика: «23 февраля», «Защитники Отечества», «Самолеты», «Пастух и овечки».
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. Комплекс 3 «Говорилка». «Ветерок». «Пулемет» - способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Артикуляционная гимнастика –по рекомендации логопеда.
Беседа «Кто защищает людей» Цель: воспитывать уважение к людям героических профессий; формировать представление о мужчине- защитнике; воспитывать положительное отношение к смелости.
Рассматривание иллюстраций «Нашей армии солдаты».
Д/И «Профессии» Цель: продолжать знакомить детей с мужскими профессиями.
Сюжетно – ролевая игра «На границе» Цель: закрепление знаний о нашей армии. Упражнять, в умении составлять предложения, по опорным словам, с использованием предлогов.
Учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно).
Д. и «Подбери технику воину». Воспитывать умение находить предмет по его характерным признакам; развивать наблюдательность, внимание, находчивость. Центр ИЗО: рисование по шаблонам военной техники.
Центр песка: игры с песком «Танк для бойца»
Центр строит-ва: конструирование «Военный танк»
Оформление ширмы с картинками, связанными с праздником 23 февраля Познакомить с темой недели, обратить внимание на информацию для родителей по теме.
ОД
Прогулка:
Наблюдение за состоянием природы.
Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.
Подвижные игры «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки». Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.
Дидактическая игра «Пожалуйста» Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности.
Трудовая деятельность: привлекать детей к расчистке от снега ледовых дорожек на спортивном участке. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Ситуативный разговор о безопасном поведении во время катания на ледовых дорожках. игра «Кто больше» - предложить детям перечислить военные профессии.
Учить безопасному передвижению в игре.
Создать условия для переноса освоенных упражнений, игр в самостоятельную деятельность, для развития взаимопомощи во время игры.
Выносной материал: Лопаты, клюшки, снежколепы.
Работа после прогулки и перед сном «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Задачи: ознакомить детей с элементарными валеологическими знаниями о коже (она защищает органы от ударов, воды, солнца; это орган выделения, орган чувств) Моделирование, элементарное экспериментирование (Т. А. Тарасова, Я и мое здоровье).
Чтение произведений худ. лит-ры по желанию детей Ц. : Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
Заполнение календаря природы : отмечаем время года, состояние погоды, время суток.
Вечер: Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожке.
Цель: формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению.
Комплекс «Армейская побудка» (Картотека)
Чтение- Л. Кассиль «Твои защитники» - развивать умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по тексту.
Сюжетно-ролевая игра «Разведчики» Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.
Отгадывание загадок на военную тематику.
Д/И «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем»
Цель: побуждать детей имитировать труд взрослых в игре. Упражнять в составлении рассказа по предметной картинке, соблюдая структуру и высказывая своё отношение. Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. - закреплять дома комплекс упражнений «Зарядка для крепкого солдата».
Прогулка - Наблюдение за сорокой. Закрепить знания о птицах: названия, части тела, питание, вспомнить, что есть зимующие и перелетные.
- П. и «Мышеловки». Совершенствовать координацию движения и ловкость.
- П. и «Снежинки и ветер». Учить эмоционально выполнять движения; быстро ориентироваться, собираясь в круг. Развивать выносливость.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Вторник, 20 февраля
Утро: Утренняя гимнастика «Мы солдаты», «Военные».
Пальчиковая гимнастика: «23 февраля», «Защитники Отечества», «Самолеты», «Пастух и овечки».
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. Комплекс 3 «Говорилка». «Ветерок». «Пулемет» - способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Артикуляционная гимнастика –по рекомендации логопеда.
Рассматривание картины М. Самсонов «На границе» и составление рассказа. Цель: продолжать знакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков, летчиков.
Беседа с детьми о профессиях их пап и дедушек.
Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ из личного опыта.
Д/и «Сложи узор» Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур.
Сл/и «Кто больше назовет военной атрибутики» - развивать быстроту реакции, речь, обогащать словарь.
Д/И «Где звук стоит?»
Цель: Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, определяя место звука в слове, развивать фонематический слух. - Дежурство по столовой: формировать умение осуществлять самоконтроль; учить делать замечание товарищу тактично, корректировать свои действия в соответствии с замечанием.
- Ситуативный разговор «Правила обращения с книгами». Воспитывать бережное отношение к книгам. Внесение картины М. Самсонов «На границе»,
СD диск с детскими песнями «Будущий солдат» в исполнении группы «Мультяшки».
Организация выставок:
«Военная техника» детские игрушки
«Папин портрет с галстуком» Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ОД
Прогулка:
Наблюдение за снежинками - рассмотреть разнообразные формы снежинок (величина, лучики, красота и необычность) – продолжать развивать фантазию, совершенствовать речевые умения (описать разнообразие снежинок).
Подвижные игры: «Чья команда быстрее соберется» и «Охотники и звери»- развивать ловкость, быстроту реакции.
Труд: очистить скамейки на веранде и горку от снега;
очистить от снега кормушки, насыпать новый корм птицам - продолжать проявлять заботу о птицах.
Сюжетно-ролевая игра «Летчики».
Цель: учить выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, обыгрывать предлагаемые воспитателем ситуации.
И/у «След в след» - уточнить у детей, чьи следы можно увидеть на снегу, развивать координацию движений.
Выносной материал: Лопаты, клюшки, снежколепы.
Работа после прогулки и перед сном Прослушивание песен: «Папа может» Ю. Чичкова «Мы пока что дошколята» Продолжать знакомить детей с особенностями военной службы в мирное время, с особенностями службы разных военных профессий: ракетчиков, летчиков, моряков, танкистов, радистов.
Вечер: Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Цель: побуждать детей помогать друг другу при одевании после сна.
Чтение В. Козлов "Пашкин самолет". Углублять знания детей о российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Закрепить знания детей о военных профессиях и названиях военной техники.
Изготовление сувениров - подарков папам и мальчикам. Развивать интерес детей к музыкально-творческой деятельности.
Изготовление макета самолета - научить детей мастерить самолет из картона. Закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях. Закреплять умения аккуратно и экономно использовать материалы. Развивать фантазию, воображение.
Д/И «Найди лишнюю фигуру» Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Сюжетно-ролевая игра «НАШИ ЗАЩИТНИКИ». Цель: Учить детей в игре подчиняться определенным правилам, воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе. Д/И «Что видишь, расскажи»
Цель: развитие речи, развитие умения отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Закаливание – хождение босиком.
Атрибуты для с/р игры, д/и, набор худ. литерату-ры.
Самостоятельная игровая деятельность (настольно-печатные игры) .
Цель: Формировать у детей умение играть вместе со сверстниками, организовывать взаимодействие в группе играющих, воспитывать доброжелательное отношение.
Прогулка - Наблюдение за сезонными изменениями. Формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, сосульки, пребывание дня, убывание ночи, солнце греет лучше).
- П. и «Мороз, Красный нос». Развивать двигательную активность. Учить играть по правилам.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Среда, 21 февраля Утро: Утренняя гимнастика «Мы солдаты», «Военные».
Пальчиковая гимнастика: «23 февраля», «Защитники Отечества», «Самолеты», «Пастух и овечки».
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. Комплекс 3 «Говорилка». «Ветерок». «Пулемет» - способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Артикуляционная гимнастика –по рекомендации логопеда.
Ситуативный разговор: «Когда и где нужна смелость?» Формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы.
С-р/и «Наша улица»-учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, обыгрывать ситуации.
Д/И «Народная мудрость» Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о труде, трудолюбии, мастерстве.
Д/И «Сосчитай и назови, сколько»
Цель: развитие математических навыков, умение считать до 10 и называть количество. Ситуативный разговор
«Как правильно сидеть за столом»
«Мой позвоночник»
Ц: продолжать учить детей вовремя еды сохранять правильное положение за столом
Конструирование по собственному замыслу. Способствовать развитию творчества; самостоятельности и организованности,
научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.
Подготовка счетного материала для занятий по ФЭМП, способствующий наглядному видению материала.
Поговорить с родителями о самочувствии детей
Индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей
ОД
Прогулка:
Наблюдение за деревьями на участке - продолжать закреплять знания о деревьях, растущих на участке умения различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Развивать наблюдательность.
Дидактическая игра «Рассказ по цепочке» - развивать связную речь, наблюдательность.
Подвижные игры: «Снайперы», «Дорожка препятствий (эстафета)- продолжать развивать двигательную активность детей. Опытно экспериментальная деятельность: опыты с водой и снегом - развивать логическое мышление, умение объяснять причинно-следственные связи.
Трудовая деятельность: продолжать построение снежной крепости - продолжать развивать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым.
С-р/и «Мы пешеходы» - формировать навыки безопасного поведения на дороге.
«Попади в цель» - упражнять детей в метании на дальность –
Д/И «Попрыгай по минному полю»
Цель: закреплять умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед 1. ТД. (Учим детей сам-но одеваться на прогулку)
2. ТД- уборка снег на групповом участке - воспитывать трудолюбие, поощрять стремление приносить пользу.
Выносной материал: лыжи, снегоболы,
хоккейные
клюшки, ворота,
снегомер, снежки.
Работа после прогулки
и перед сном 1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать одежду на стуле перед сном.
2. Прослушивание песен: «Будем в армии служить» - Вызвать у детей чувство симпатии к воину, восхищение его силой и ловкостью.
3. Чтение сказки «Как три богатыря врагов победили».
Вечер: Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожке Цель: формировать представление о необходимости закаливания.
Слушание (в аудиозаписи) былины «Святогор - богатырь» - продолжать воспитывать гордость за русский народ, желание слушать произведение, уметь собеседовать по его содержанию.
Чтение А. Митяев «Почему армия родная?»
Дидактические игры: «Собери из частей памятник» (региональный компонент)
Опыт «Тонет – не тонет», чтобы ответить на вопрос «почему корабль не тонет?»
С/р. Игра: «Солдаты» Цель: показать и рассказать детям как солдаты ведут службу в армии.
Игра «Глухой телефон» Учить детей кратко и четко излагать свои мысли
Изготовление поделок на праздник папам и мальчикам: «Кораблик», «Танк», используя губки для мытья посуды, учить детей видеть образ и запоминать последовательность выполнения. Д. и «Наоборот». Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова (Веселый праздник – грустный). Рассмотреть и обсудить с детьми, типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях. Центр ИЗО: рисование по шаблонам военной техники.
Центр строительства: конструирование «Аэродром»
- развитие конструктивного мышления.
Прогулка Наблюдение за снегом. Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
Игра – соревнование «Взятие снежной крепости» - развивать ловкость, быстроту, умение работать в паре.
П/и «Стрелок» - закрепить правила игры, развивать меткость.
Отгадывание загадок по теме – развивать логику, речь.
Труд: уборка ледяных комков с участка – воспитывать трудолюбие, умение работать сообща.
Дид/и «Чего не стало» - развивать зрительную память, связную речь.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Четверг, 22 февраля Утро: Утренняя гимнастика «Мы солдаты», «Военные».
Пальчиковая гимнастика: «23 февраля», «Защитники Отечества», «Самолеты», «Пастух и овечки».
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. Комплекс 3 «Говорилка». «Ветерок». «Пулемет» - способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Артикуляционная гимнастика –по рекомендации логопеда.
Игра- беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Цель: познакомить со службами спасения «01»,»02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности.
Д/и «Чип и Дейл спешат на помощь» Цель: упражнять в умении видоизменять геометрические фигуры; упражнять в классификации предметов по трём признакам.
Рассматривание иллюстраций о Российской армии (рангах, знаках отличия, звания, родах войск) и другую военную тематику, военных собак.
Совместное изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Моряки» Цель: расширение познавательной любознательности и речи. Знакомство с военными профессиями «Моряки», Летчики». Д. и. «Похож - не похож». Учить сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.
- Игровая ситуация «Я проснулся». Продолжать своевременно, самостоятельно, последовательно и аккуратно выполнять все необходимые действия после сна. Учить относиться бережно к вещам, оказывать помощь сверстникам.
- Поручение «Наведем порядок в группе» (мытье игрушек, протирание пыли на полках). Формирование представлений о трудовой деятельности взрослых; учить оказывать помощь взрослым и с уважением относиться к их труду.
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности: дидактические игры «На суше, в воздухе, на море» (лото, «Пройди по лабиринту» - закреплять умения играть в дидактические игры, соблюдать правила игры, воспитывать дружелюбие. Оформление стенгазеты «Вырастем большими, будем в армии служить.
ОД
Прогулка:
Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие.
Подвижные игры: «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю». Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.
Трудовая деятельность: Сгребание снега в общую кучу для постройки горки. Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Катание на санках. Цель: учить выполнять повороты при спуске.
Спортивная игра-хоккей с мячом. Цели: Учить детей выполнять броски мяча по воротам, вести мяч, обходя препятствия, продвигая мяч короткими толчками вперед.
«Попади в цель одной рукой» -упражнять в метании в цель одной рукой -. 1. ТД (Учим детей сам-но одеваться на прогулку)
2. ТД- расчистка от снега дорожек на участке – развивать трудолюбие, коммуникабельность.
Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры с выносным материалом.
Цель: развитие навыков совместной деятельности.
Работа перед сном
1. Предложить детям помочь п/развесить мокрые варежки, стимулировать самостоятельность детей в самообслуживании.
2. Беседа с детьми о вкусной и полезной пище. «Для чего нужно есть лук и чеснок?»
3. Во время еды продолжать прививать культурно – гигиенические навыки: правильно держать вилку, пользоваться салфеткой, вытирать салфеткой рот и кончики пальцев.
4. Чтение художественной литературы «Стойкий оловянный солдатик» - цель: закреплять умение слушать и понимать произведение.
Вечер: Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Цель: формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
Чтение Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».
Упражнение на согласование речи с движением «Будем в армии служить»
Игра «Подбери к каждой профессии военную технику или предмет» (материал для распечатывания)
Д/И «Найди отличающуюся карточку» Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, ориентироваться в различении признаков.
Д/И «Найди нужный блок» Цель: Развитие логического мышления. Тихие и громкие голоса.
Цели: развивать у детей саморегуляцию, учить оценивать окружающую обстановку, в которой они находятся (рабочая или отдых). Рассматривание любимых книг – воспитание бережного отношения к книгам. Игры с конструктором Лего. Развитие конструктивных способностей
Конструктивные игры.
Игры с мелкими игрушками.
Обведение по контуру.
Самостоятельная деятельность в центре творчества (раскрашивание раскрасок).
Прогулка - Наблюдение за деревьями. Предложить детям использовать свои умения сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине,, чтобы выбрать самые высокие и толстые деревья на отведённых командам участках. Учить рассказывать о результатах выполнения задания, активизировать в речи понятия, связанные с названиями деревьев, их строением, с величиной предметов.
- П. и. «С кочки на кочку». Учить соблюдать правила игры, анализировать свои игровые действия в соответствии с ними. Упражнять в беге, совершенствовать функциональные возможности организма.