Алёна Давыдова
Календарно-тематическое планирование кружка «Большой космос» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы кружка
Продолжительность занятия Периодичность
в неделю Всего занятий в год Количество часов
в год
25 мин 2 раза 72 30
Месяц Неделя Вид деятельности Название занятия
Октябрь 1 Мониторинг
2 Раздел 1. Ознакомление с астрономией Познавательные рассказы Чтение художественной литературы
Загадочный космический мир
Конструирование
Наш космический корабль
3 Просмотр мультфильмов, документальных фильмов
Почемучки
Рисование
Путь к звездам
4 Занятие
Публикация «Календарно-тематическое планирование кружка „Большой космос“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Земля-наш дом во вселенной
Коллективное панно
Загадочный космос
Ноябрь 1 Раздел 2. Небесное светило
Занятие
Встреча с солнцем
Аппликация (из макарон)
Солнце
2 Занятие
Встреча с луной
Рисование
Лунный пейзаж
3 Занятие
Почему луна не падает на Землю
Занятие-сказка
Луна-спутник земли
4 Раздел 3. Солнечная система
Занятие
Кратеры на Луне
Экспериментирование
День-ночь
Декабрь 1 Опыты и эксперименты
Перемещение тени
Лепка Летающие тарелки и пришельцы
2 Занятие Солнце. Планеты в солнечной системе
Занятие-путешествие Планеты по местам
3 Занятие Моя планета Земля
Рисование Моя голубая планета
4 Раздел 4. Первооткрыватели космоса
Слушание и исполнение песен
Космическая музыка
Занятие Земля-наша планета (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
Январь 2 Занятие Первые собаки-космонавты
Рисование
Белка и Стрелка
3 Занятие Первооткрыватели космоса
Аппликация
Покорители космоса
4 Занятие Как готовят космонавтов к полету, жизнь на орбите
Изготовление атрибутов к игре
Мы космонавты
Февраль 1 Занятие
Как человек полетел в космос
С/р игра
Мы космонавты
2 Занятие
Ракеты-луноходы-корабли
Объемная аппликация
Космические корабли
3 Занятие Планета Земля круглая или нет?
Лепка
Наша планета-Земля
4 Занятие
Космическая музыка
Занятие-путешествие
Космические дали
Март 1 Раздел 5. Звезды в небе Звезды в небе
Есть ли жизнь на других планетах
Занятие Что такое звезды и созвездия?
2 Опыты и эксперименты Рождение радуги
Занятие В гостях у Царицы Радуги
3 День памяти Беседа о Ю. А. Гагарине
Ручной труд Создаем космические пазлы
4 Чтение художественной литературы Звездные сказки
Опыты и эксперименты Запуск ракеты
Апрель 1 Изобразительное творчество детей ко Дню авиации и космонавтики РФ 12 апреля – День авиации и космонавтики
Занятие Легенды о большой и малой медведице
2 Коллективная аппликация Большая медведица
Занятие Метеориты и кометы
3 Изо-деятельность Модель планетария
Моделирование Солнечные часы
4 КВН Знатоки космоса
Конструирование из бумаги (оригами) Космонавт
Май 1 Спортивное развлечение Мы космонавты
Занятие Почему бывает день и ночь, лето и зима?
2 Подготовка к открытому показу для родителей Космические миры
Интегрированное занятие Времена года
3 Открытый показ для родителей Космические миры
Коллективное рисование Необъятный космос
4 Мониторинг
2.2. Учебно-календарный план
Месяц Неделя Вид
деятельности Название занятия Программное содержание
Октябрь 1 Мониторинг
2 Раздел 1. Ознакомление с
астрономией
Познавательные
рассказы
Чтение
художественной
литературы Загадочный
космический мир
Познавательные
рассказы: Е. П.
Левитан «Твоя
вселенная», «Звездные сказки», К. А.
Порцевский «Моя первая книга о космосе», детская
энциклопедия В.
Горькова и Ю
Авдеева «Космическая азбука» Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная». Объяснить, что представляет собой вселенная. Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля; в космосе есть другие планеты. Дать элементарное понятие о планетах. Формирование представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Конструирование Наш космический корабль Уточнить и обобщить знания детей о космических аппаратах, действия, которые могут они совершать;
Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
3 Просмотр
мультфильмов,
документальных
фильмов «Почемучка. Какие бывают планеты»,
«Английская песня о планетах», «Планеты и звезды», «О
кометах», «Закон Кеплера» С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать у детей любознательность, познавательный
интерес, память, речь, творческое
воображение.
Рисование Путь к звездам Способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования; - развивать пространственное воображение, навыки композиции; - развивать чувство ритма в композиции.
4 Занятие Земля-наш дом во вселенной Формирование у детей понятие «космос», «космическое пространство»;
- Активизирование специфического словаря детей;
Активизация словаря:
Небо, звездное небо; звезды, созвездия; Солнце, Луна, Земля; планеты, космос; космический корабль, космический полет, космонавт, скафандр; спутник.
Коллективное
панно Загадочный космос Развитие изобразительных навыков
Ноябрь
1 Раздел 2.
Небесное светило
Занятие
Беседы, показ
иллюстраций,
Изобразительное творчество Встреча с солнцем Расширять знания о космосе, солнечной системе, планете Земля
Аппликация (из макарон) Солнце развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками.
2 Занятие Встреча с луной Закреплять знания детей о летательных космических аппаратах
Чтение художественной литературы
Ж. Парамонова «Наша Солнечная
система».В. Степанов «Юрий Гагарин», Г. Лагздынь «Космонавт», В. Лепилов «Космическая сказка», В. Бородин рассказ «Ракета», Н. И. Андреев «Как человек научился летать».
Рисование Лунный пейзаж
Закреплять навыки работы гуашевыми красками по цветному фону
Закреплять умение рисовать одним цветом по-другому по мере высыхания
Развивать умение дополнять рисунок интересными и необходимыми деталями
3 Занятие Почему Луна не падает на Землю вызвать интерес к теме, желание узнать
новое о Космосе.
Занятие-сказка
Луна-спутник земли Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике Земли. Воспитывать познавательный интерес.
4 Раздел3. Солнечная
система
Занятие Кратеры на Луне уточнить представления детей о космосе и космических объектах
Экспериментирование День-ночь формировать представление детей о строении Солнечной системы,
совершенствовать представления детей о частях суток.
Декабрь 1 Опыты и
эксперименты Перемещение тени С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать у детей любознательность, познавательный
интерес, память, речь, творческое
воображение.
Лепка Летающие тарелки и пришельцы закреплять и расширять знания о космосе. Обогащать и пополнять словарный запас новыми терминами. Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии. Развивать умение самостоятельно и активно воплощать свой творческий замысел. Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Формировать интерес к окружающему миру. Закреплять приемы лепки. Решать проблемную ситуацию.
2 Занятие Солнце. Планеты в Солнечной системе Дать детям представления о том, что
Вселенная – это множество звёзд, Солнце –
это самая близкая к Земле звезда; уточнить
представления о планетах
Занятие-путешествие Планеты по местам продолжать формировать знания о космосе, планетах, космонавтах, временах года (осень, зима, весна, месяцах, днях недели; об основных геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг; и геометрических телах: шар, конус, цилиндр, куб.
3 Занятие Моя планета земля Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь ее
Рисование Моя голубая планета расширять представление детей об окружающем мире; формировать умение анализировать, делать выводы; развивать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; развивать познавательный интерес к миру природы
4 Раздел 4. Первооткрыватели космоса
Слушание и исполнение песен
Космическая музыка Танцы, движения
Загадки на астрономические темы “Знаете, каким он был парнем” А. Пахмутова, “До старта 14 минут”, “Земля в иллюминаторе” В. Мигуля, “Марш юных космонавтов” Магиденко, музыка “Волшебный полет” Экама
Занятие Земля-наша планета (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Январь 2 Занятие Первые собаки -космонавты развивать представления о космических полетах. Формировать представления о том, что первыми в космосе побывали животные
Рисование Белка и Стрелка Формировать умение рисовать акварельными красками, закреплять правила работы с кистью. Развивать моторику рук, цветового восприятия, воображения
3 Занятие Первооткрыватели космоса расширить представления детей о космических полетах : познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, —К. Э. Циолковским, С. П. Королевым;
закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин;
подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну
Аппликация Покорители космоса Обобщить знания детей о космосе, учить детей передавать форму ракеты, применяя приём симметричного вырезывания из бумаги, вырезать округлые формы иллюминаторов, треугольной формы крыльев планеты и круглых планет. Закреплять умение располагать предметы по всему листу
4 Занятие Как человека готовят к полету в космос, жизнь на орбите формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей гражданско- патриотические чувства, любознательность. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать, внимательно слушать, воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу
Изготовление атрибутов к с/р игре Мы космонавты Развивать творческое воображение
Февраль 1 Занятие Как человек полетел в космос С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое воображение
С/ игра Мы космонавты способствовать социализации детей через игру, расширить тематику сюжетных игр, учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта. Воспитывать чувство патриотизма
2 Занятие Ракеты – луноходы - корабли С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое воображение
Объемная аппликация Космические корабли Уточнить знания детей из истории развития космонавтики : кто был первым космонавтом, название ракеты, на которой полетел первый человек в космос, понятия «космос», «ракета», о планете Земля.
Научить детей соединять в работе приёмы комбинированного и силуэтного вырезывания.
Учить красиво располагать изображение на листе бумаги.
Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, правила работы с ножницами и клеем.
Развивать эстетическое чувство, умение составлять композицию.
Закреплять навык самостоятельности во время выполнения аппликации.
Воспитывать аккуратность, чувство гордости за свою страну
3 Занятие Планета Земля круглая или нет? С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое воображение
Лепка Наша планета -Земля расширять представления о планете Земля (какая форма Земли, цвета суши и воды на глобусе и карте, материки);
закреплять приемы работы с пластилином;
развивать мелкую моторику и стимулировать речевое развитие путем активных движений пальцев;
воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца
4 Занятие Космическая музыка Танцы, движения
Загадки на астрономические темы “Знаете, каким он был парнем” А. Пахмутова, “До старта 14 минут”, “Земля в иллюминаторе” В. Мигуля, “Марш юных космонавтов” Магиденко, музыка “Волшебный полет” Экама
Занятие – путешествие Космические дали закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине и конструкторе С. П. Королёве;
воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
стимулировать познавательный интерес;
развивать мышление, восприятие, память;
расширять словарный запас детей
Март 1 Раздел 5. Звезды в небе Звезды в небе
Есть ли жизнь на других планетах
Продолжать расширять представления детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса
Занятие Что такое звёзды и созвездия? Систематизировать и обогатить представления детей о звездах, созвездиях с помощью развивающего обучения с учетом возрастных особенной и зон ближайшего развития
2 Опыты и эксперименты Рождение радуги С помощью разнообразных методов и
приёмов активизировать работу с детьми по
формированию знаний о космосе; развивать
у детей любознательность, познавательный
интерес, память, речь, творческое
воображение.
Занятие В гостях у Царицы Радуги Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
3 День памяти Беседа о Ю. Гагарине Дать детям знания об освоении человеком
космического пространства, о значении
космических исследований для жизни
людей на Земле; познакомить с первым
лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Ручной труд Создаем космические пазлы Развивать творческое воображение, логическое мышление, моторику рук
4 Чтение художественной литературы Звездные сказки Способствовать воспитанию детской
инициативы и творчества, выполнять
задания по словесному объяснению,
формировать элементарный самоконтроль.
Развивать интерес к новым источникам
информации. «Звёздная книга»
Г. Дядина, А. Усачёв
«Один день в космосе»
Юрий Усачев
Т. Ларина «Герои - космонавты», Г. Сапгир
«Комета», Ю. Синицын «Большая
Медведица», «Созвездия», Р. Алдонина
«Сатурн», «Луна», «Комета», «Звезды»
Опыты и эксперименты Запуск ракеты способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Дать детям представление о принципе работы ракеты
Апрель 1 Изобразительное творчество детей ко Дню авиации и космонавтики РФ 12 апреля - День авиации и космонавтики С помощью разнообразных методов и
приёмов активизировать работу с детьми по
формированию знаний о космосе; развивать
у детей любознательность, познавательный
интерес, память, речь, творческое
воображение.
Занятие Легенды о большой и малой медведице Закрепить и обобщить представления детей о созвездиях северного полушария.
Познакомить с названиями звезд созвездия "Большая медведица"
2 Коллективная аппликация Большая медведица Развитие изобразительных навыков
Занятие Метеориты и кометы дать детям новые знания о космосе, о космических телах метеоритах. Ввести в словарь детей слова: метеор, метеорит.
Развивать интерес к космическим телам
3 Изо-деятельность Модель планетария Развитие изобразительных навыков
Моделирование Солнечные часы Познакомить детей с историей возникновения часов, расширение кругозора.
Ознакомить с принципами работы и роли в жизни человека.
Познакомить детей с деталями часов (циферблат, стрелки)
Формировать пространственно-временные представления.
Развивать исследовательский интерес к механизмам и приборам, любознательность, творческое воображение
4 КВН Знатоки космоса С помощью разнообразных методов и
приёмов активизировать работу с детьми по
формированию знаний о космосе; развивать
у детей любознательность, познавательный
интерес, память, речь, творческое
воображение.
Конструирование из бумаги (оригами) Космонавт Совершенствовать навыки работы с ножницами; Обогащать знания детей о космосе
Формировать умения следовать устным инструкциям
Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; Развивать пространственное воображение, мышление, логику; Развивать умение конструировать по образцу
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги ; Воспитывать уважение к профессии космонавт
Май 1 Спортивное развлечение Мы космонавты Прививать детям потребность в физической
культуре и спорте, способствовать
закреплению полученных на занятиях
умений.
Воспитывать чувство уважения к
профессии космонавта.
Формировать волевые качества,
целеустремлённость, выдержку;
поддерживать в детях желание и умение
преодолевать препятствия
Занятие Почему бывает день и ночь, лето и зима? Расширить и закрепить понятие о времени, временах года, частях суток.
Показать детям на опыте зависимость наступления времени суток от положения Земли по отношению к Солнцу.
Расказать детям, что такое сутки.
Подвести детей к выводу, почему происходит смена дня и ночи
2 Подготовка к открытому показу для родителей Космические миры Уточнение представлений детей о Космосе,
планетах Солнечной системы
(элементарные представления о Земле; о
материках, морях и океанах, о полюсах и
экваторе, периодичности смены дня и ночи,
чередовании времён года их цикличностью
и зависимостью от положения планет на
звёздном небе)
Интегрированное занятие Времена года развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности
воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе
3 Открытый показ для родителей Космические миры Отчет о проделанной работе
Коллективное рисование Необъятный космос раскрытие творческого потенциала детей через нетрадиционные приемы рисования
4 Мониторинг