Вера Губайдуллина
Календарно-перспективный план кружка «Познавайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно перспективный план кружка «Познавайка»
(опытно – экспериментальная деятельность
в подготовительной группе)
на 2018 -2019 учебный год
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных
Публикация «Календарно-перспективный план кружка „Познавайка“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной
деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень
важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и
речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует
возрастным особенностям.
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной
деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными
физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление,
воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной
ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать,
выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать
причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельности
- развить интерес к изучению нового.
Работа проводиться в течении всего года. Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Количество детей – 8
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- занятия – эксперименты;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
-трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты :
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства,
признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование
на 2018-2019 учебный год
Тема Программное содержание Материал Работа с родителями
Сентябрь. Мы наблюдаем.
1. «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Дать представления о
правилах поведения в детской
лаборатории. Просмотр слайдов «Дети и эксперименты» Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка»
2. Знакомство с микроскопом и увеличительным стеклом Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Рассматривание иллюстраций «Приборы помощники»
Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка.
Октябрь. Волшебный песок.
1. «Знакомимся с песком
и глиной» Познакомить с такими компонентами
неживой природы, как песок и глина, и
их свойствами; показать, чем они
похожи и чем отличаются. Песок, глина. Емкости, палочки. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
2. «Откуда берется песок» Познакомить с различными видами
песка (речной, пустынный, морской). Разные виды песка.
Презентация «Песок»
3. «Для чего человеку
песок и глина» Рассказать, как человек использует
песок и глину (строительство,
песочные часы, посуда, игрушки). Иллюстрации глиняной посуды и песочные часы
4. «Песочные часы». закреплять с детьми свойства песка. Песочные часы 1,3, 5 мин
Ноябрь. «Удивительные опыты».
1. Поплавок из апельсина Познакомить детей со свойством кожуры апельсина с помощью экспериментальных действий Апельсин, вода, стакан. Консультация «Родители гиды на пути к познанию»
2. «Картофельный сок» Дать представление о картофельном соке и способе его приготовления.
Познакомить с крахмалом, со способом его определения в продуктах. Картофель, крахмал, вода, йод, терка, стакан
3. Краснокочанная капуста Дать представление о свойствах сока краснокочанной капусты. Познакомить с веществом «антоцианы» Капуста краснокочанная, сок краснокочанной капусты, вода, стакан, уксус, газированная вода, нашатырный спирт, сода.
4. «Как сделать искусственный снег» Опытным путем изготовить искусственный снег в домашних условиях.
Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и познания детей. крахмал, масло подсолнечное, сода пищевая, пена для бритья, пенопласт, вата, манка.
Декабрь. Вода - удивительное вещество.
1. Вода и ее свойства Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
Познакомить детей с процессом конденсации. 1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце, акварельные краски. Стаканчики, палочки (чайные ложки, соломинки для коктейля, термос (кипятильник, охлажденная металлическая крышка. 1. Консультация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования»
2. Фото отчет по экспериментированию
2. Вода – растворитель Опытным путем проверить, как
растворяются в воде те или иные
вещества и жидкости; что при этом
происходит с водой. 1. Вода (холодная и теплая, кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
2. Прозрачная вода, краски, де баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
3. Выращивание кристаллов из соли Познакомить детей с понятием «кристалл»;
Изучить условия образования кристаллов;
Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; Вода, соль, проволока, шерстяные нитки или салфетки, палочка, стакан
4. Поможем воде стать
чистой Развивать умение ставить перед собой
цель, планировать работу. Создать
условия для выявления и проверки
различных способов очистки воды. Вода, воронка, бумажный фильтр, угольный фильтр, 2 стакана
Январь. Что загрязняет воздух?
1. Воздух есть везде Учить находить воздух в различных
предметах, веществах (почва, вода,
губка и т. д.) Полителеновый мешок, почва, вода,
губка и т. д. Памятка «Несколько золотых правил для родителей»
2. Свойства воздуха Познакомить детей со
свойствами воздуха: занимать место,
нагреваться и остывать, прозрачность,
давление воздуха. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.
3. Польза и вред транспорта Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
детей. воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе. разрезанные картинки-пазлы 1. Завод с трубами, 2. Чистый двор, зелень. Видео фильм, «К чему может привести, если воздух постоянно загрязняется».
Февраль. Чудесные способности магнита.
1. Магниты Дать детям первоначальное
представление о магнитах, о том, что
он может делать. Разновидности магнитов, рассказ о магнитах Консультация «Экспериментируйте с детьми дома!»
2. Сила притяжения Познакомить с силой притяжения
магнитов и ее использованием предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
3. Действует ли магнит через другие материалы? Выяснить, через какие препятствия
может действовать магнит. Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки. Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.
4. Как человек
использует магниты Познакомить с различными сторонами
применения магнитов человеком. Презентация «Чудо магнит»
Март. Удивительный мир камней
1. Камни. Какими
бывают камни Познакомить с разнообразием камней,
их свойствами, особенностями. Учить
классифицировать камни по разным
признакам. разнообразные камни, лупы. камешки, пластилин, монеты. Литература в помощь- выставка книжной продукции.
2. Что такое горы Познакомить с существованием
особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. картинка с изображением гор
3. Извержение вулкана Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; картинки с изображением вулканов;
поддоны;
видеофильм;
сода; лимонная кислота; сухая красная краска;
моющая жидкость; чайные ложки;
пипетки; стаканчики с водой;
салфетки
4. Камень исполняющий желания Познакомить со свойствами сахара, развивать любознательность. Питьевая вода (кипяченая, сахар рафинад, бумажный листок, тонкая деревянная палочка, стакан
Апрель. Огород на окне.
1. Все начинается с семечка.
2. «Травяные человечки» Познакомить со строением колоска. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
2. Познакомить со способом проращивания семян. Колоски, подносы, почва, семена овса, фасоли, капроновый чулок, опилки, стакан, вода. «Весёлый огород». Посадка и оформление растений совместно с родителями.
2. Вершки и корешки Расширять представление детей об овощах и их съедобных частях Семена овощей, лупа, поднос. Картинки
3. Условия,
необходимые для роста
растений выявление необходимых условий для роста и развития растений.
1. Опытным путем подтвердить условия необходимые для развития растений;
2. Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе исследования;
3. Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения семена, земля, стаканчики для посадки растений, лейки.
4. Каждому свой дом Знакомство детей с пикировкой растений.
Дать знания о том, что такое пикировка и для чего она применяется.
Обучить детей приёмам выполнения пикировки.
развивать аккуратность, терпение.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. лоток с рассадой, клеёнка на стол, пустые лотки с ячейками, универсальный грунт, лейка с отстоявшейся водой комнатной температуры, садовый мини-инвентарь для выкапывания растений (можно заменить одноразовыми ножами или вилками, широкий прозрачный скотч, бумага для этикеток, ножницы, ручка, карандаш, фотографии цветов, коллаж чудо-цветка, мыло, полотенце, щеточка для ногтей, фартуки по количеству детей
Май. Человек.
1. Наши помощники – органы 1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.
2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник. 1. Фото отчет
2. «Учите детей наблюдать» -задания на лето
2. Язычок – наш помощник. 1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.
2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.
3. Носарий. Угадай по запаху. 1. Познакомить с функцией носа, его строением.
2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т. д.
4. Глаза – орган зрения. Поверка зрения. 1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.
2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. Вода, непрозрачный чайник.
Картинки с изображением предметов.