Асель Абылгазина
Календарно-тематический план кружка по оригами «Волшебный квадратик»
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ г. Омска «Детский сад 1»
Календарно — тематический план кружка по оригами
«Волшебный квадратик»
Руководитель:
Абылгазина Асель Хайратовна
Календарно – тематический план
кружка по оригами
«Волшебный квадратик»
Пояснительная записка.
Публикация «Календарно-тематический план кружка по оригами „Волшебный квадратик“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Программа дополнительного образования «Волшебный квадратик» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е. А. и др.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., базовыми формами оригами;
2. Формировать умение следовать устным инструкциям;
3. Обучать различным приемам работы с бумагой;
4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
1. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к искусству оригами;
2. Расширять коммуникативные способности детей;
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Особенности организации НОД: программа кружка «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.
Методические приё мы:
1. Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
2. Показ видео и мультимедийных материалов;
3. Рассматривание иллюстраций;
4. Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема (содержание)
Кол–во
часов
Дата
проведения
1.
ОКТЯБРЬ
«Давайте поиграем»
Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.
25 мин.
2.
«В некотором царстве, в бумажном государстве…»
Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами.
25 мин.
3.
«Бабочка и лягушка»
Цель: упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
25 мин.
4.
«Отгадываем загадку»
Цель: учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.
25 мин.
1.
НОЯБРЬ
«Знакомимся со свойствами бумаги»
Цель: познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
25 мин.
2.
«Воздушный змей»
Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.
25 мин.
3.
«Забавные зверушки»
Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
25 мин.
4.
«Теремок»
Цель: закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; вызвать у детей настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности.
25 мин.
1.
ДЕКАБРЬ
«Лисичка с чёлочкой»
Цель: повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым.
25 мин.
2.
«Волшебные превращения стрелы»
Цель: продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.
25 мин.
3.
«Ёлочка»
Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук.
25 мин.
4.
«Новогоднее украшение»
Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.
25 мин.
1.
ЯНВАРЬ
«Дед мороз»
Цель: закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.
25 мин.
2.
«Новогоднее панно»
Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.
25 мин.
3.
«Коробочка»
Цель: познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.
25 мин.
4.
«Ветка рябины»
Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.
25 мин.
1.
ФЕВРАЛЬ
«Ветка рябины»
Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.
25 мин.
2.
«Гном»
Цель: продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.
25 мин.
3.
«Скоро День защитника Отечества»
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
25 мин.
4.
«Ожившая сказка»
Цель: создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.
25 мин.
1.
МАРТ
«Мамин праздник»
Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой.
25 мин.
2.
«Цветы»
Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
25 мин.
3.
«Панно «ХРИЗАНТЕМЫ»
Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами.
25 мин.
4.
«Грач»
Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
25 мин.
1.
АПРЕЛЬ
«Экскурсия в зоопарк»
Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
25 мин.
2.
«День Космонавтики»
Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.
25 мин.
3.
«Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА»
Цель: закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание.
25 мин.
4.
«Весёлые человечки»
Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности.
25 мин.
1.
МАЙ
«Составим картину»
Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.
25 мин.
2.
«Раз, два, три, лодочка плыви»
Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей.
25 мин.
3.
«Журавлик»
Цель: продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту.
25 мин.
4.
«В бумажном царстве – государстве»
Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность.
25 мин.
Итого: 13 часов 20 минут.
Литература:
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992.
2. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
3. Сержатова Т. Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
1. Соколова С. В. Школа оригами : Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб. ; Валерии СПД, 2003. – 176с.
2. Соколова С. В. Сказки оригами : Игрушки из бумаги. М. : Издательство Экспо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.
3. Ступак Е. А. «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
4. Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.