Ирина Артемова
Проект «Календарь экологических дат — традиция группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19
Проект
Календарь экологических дат –
традиция группы №2 «Солнышко»
Составила:
воспитатель МБДОУ детский сад №19
Артемова И. Г.
Выкса
Содержание
Актуальность 3
Проблема 3
Гипотеза 3
Тип проекта 3
Сроки реализации проекта 3
Участники проекта 3
Цель проекта 3
Задачи проекта 4
Планируемый результат проекта 4
Конкретные ожидаемые результаты 4
Публикация «Проект „Календарь экологических дат — традиция группы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Интеграция образовательных областей 4
Основные формы реализации проекта 5
Этапы реализации проекта 6
План реализации проекта 6
Трансляция результатов 10
Список литературы 11
Приложение 1. Конспект НОД 12
«Любовь к природе,
впрочем, как и всяческая человеческая любовь,
несомненно закладывается у нас с детства»
И. Соколов-Микитов
Актуальность
Наш город расположен среди лесов. Мы непосредственно формируем представления детей о разнообразии растительного мира родного края. В настоящее время приобретают актуальность проблемы охраны окружающей среды, восстановления лесов после пожаров, правила ОБЖ, нормы экологического поведения. Для этого очень важно помочь детям овладеть определёнными знаниями и умениями.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Её важная составная часть – это формирование осознанного экологического поведения. Необходимо помочь детям осознать, что они – часть природы. Мы разумны и обязаны сохранить планету для потомков.
Основа нашей работы – это большая любовь к природе, к каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.
Проблема: недостаточность знаний детей о природе родного края, отсутствие экологической грамотности.
Гипотеза: если сформировать у ребенка представление об уникальность природы родного края, то он осознанно будет любить и беречь окружающий мир природы.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
Участники проекта: педагоги, дети и их родители.
Цель: расширение и углубление знаний детей о природе родного края.
Задачи:
1) формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
2) привитие любви к природе малой родины;
3) формирование осознанного представления о нормах и правилах поведения в природе;
4) развитие умений и навыков по выполнению различных видов работ;
5) создание условий для образовательной деятельности и развития творчества.
Планируемый результат: дети старшего дошкольного возраста, бережно относящиеся к природе.
Конкретные ожидаемые результаты:
1) работа в группе, подгруппе, индивидуально;
2) сплочение детей;
3) каждый ребёнок – активный участник;
4) развитие коллективных и индивидуальных творческих замыслов детей;
5) развитие коммуникативных навыков, логического мышления;
6) освоение навыков поисково-исследовательской деятельности;
7) участие в проектах;
8) привлечение родителей к совместной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие:
• ознакомление с природой;
• ознакомление с предметным и социальным окружением;
• художественно-эстетическое развитие:
• рисование;
• лепка;
• аппликация;
• музыка;
• театрализованная деятельность;
• речевое развитие;
• физическое развитие;
• формирование элементарных математических представлений.
Основные формы реализации проекта
• беседы;
• непосредственно образовательная деятельность;
• поисково-исследовательская деятельность;
• наблюдения за природными объектами;
• взаимодействие с социумом;
• детское художественное творчество;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• чтение художественной литературы;
• театрализованная деятельность;
• работа с родителями:
• походы в библиотеку, музей;
• целевые прогулки в парк, лесопосадку;
• совместное участие в ежегодных выставках «Дары природы»;
• совместное участие в творческих выставках по исследуемым темам.
Этапы реализации проекта
Проект состоит из трёх этапов:
I. подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор тем экологического календаря, изучение методической литературы в соответствии с возрастом, подбор наглядно-демонстрационного материала, сотрудничество с библиотекой, предварительная работа с родителями: привлечение их к образовательной деятельности (консультация по исследуемым темам);
II. исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы; составление экологического календаря, наблюдения за природными объектами.
III. заключительный: обобщение и анализ результатов проекта, закрепление полученных знаний.
План реализации проекта
Исходя из актуальности задачи, мы в образовательной деятельности следуем экологическому календарю и отмечаем следующие знаменательные даты:
• январь:
11 января – День заповедников и национальных парков.
Мы проводим беседы, показываем презентации, организуем экскурсии в лес.
Цель: способствовать формированию представлений о природных заповедниках родного края.
• март:
1 марта – День кошек.
Цель: формировать представление о мире кошек, о разнообразии их пород.
Проводится образовательная деятельность (лепка, аппликация, рисование) на тему «Мой домашний питомец», беседы, наблюдения.
3 марта – Всемирный день дикой природы.
Цель: способствовать формированию представлений о мире животных леса и экзотических животных.
Проводятся беседы, показываются презентации, образовательная деятельность. Участие в творческих выставках и конкурсах.
20 марта – День земли.
Цель: формирование представлений о планете Земля.
Проводятся беседы, презентации, знакомство с глобусом.
22 марта – Всемирный день водных ресурсов. День воды.
Цель: формирование представлений о значении воды в окружающем мире, воспитание бережного отношения к водоёмам родного края.
Проводится экскурсия к водоёму, целевые наблюдения, поисково-исследовательская деятельность, участие в творческих выставках и конкурсах.
• апрель:
1 апреля – День птиц.
Цель: расширять представления о мире птиц, разнообразии их видов, формирование представления о перелётных птицах.
Проводятся беседы, презентации, участие в творческих выставках и конкурсах, участие в акции «Скворечники».
7 апреля – День здоровья.
Цель: формирование представления о своём организме и бережного отношения к своему здоровью.
Проводятся беседы, презентации, посещение медкабинета, целевые прогулки в аптеку, спортивные развлечения, развлечение для детей «Лаборатория здоровья».
19 апреля – День подснежника «Первоцвет России».
Цель: формировать представление о растительном мире родной природы.
Посадка рассады для цветников, презентации, целевые наблюдения, участие в творческих выставках.
• май:
3 мая – День солнца.
Цель: формировать представление о природных явлениях.
Проводится поисково-исследовательская деятельность, участие в творческих выставках и спортивных развлечениях.
• июнь:
Первый выходной – Международный день очистки водоёмов.
Цель: формировать представление о бережном отношении к водоёму, знакомить с проблемами загрязнения окружающих водоёмов.
Проводятся беседы, презентации, экскурсии к водоёму, участие в творческих выставках.
21 июня – Международный день цветка.
Цель: формирование представлений о разнообразии мира растений.
Проводится поисково-исследовательская деятельность, высадка рассады и других декоративных растений в цветники, выставки творческих работ.
• август:
Участие в ежегодных выставках «Дары природы».
Цель: развитие творчества.
Привлечение родителей к совместному с детьми творчеству.
• сентябрь:
Третья неделя сентября – Российский День леса.
Цель: расширение и углубление знаний о природе родного края.
Проводятся посадки на территории детского сада и в пришкольной посадке, презентации, беседы, организуются экскурсии в лес, выставки творческих работ.
22 сентября – День без автомобиля. Европейский День пешеходов.
Цель: предупреждение травматизма на дороге, формирование бережного отношения к своему здоровью, закрепление правил дорожного движения и их осознанное соблюдение.
Проводятся совместные праздники и развлечения с другими группами, презентации, беседы, экскурсии, пешеходные прогулки по тротуарам города, взаимодействие с сотрудниками ГИБДД.
Последняя неделя сентября – Всемирная акция «Очистим планету от мусора».
Цель: привитие экологических норм поведения в природе, воспитание бережного к ней отношения.
Участие детей в выставке «Поделки из бросового материала», проводятся беседы, презентации по данной теме, проводятся субботники по уборке мусора на территории детского сада.
• октябрь:
4 октября – Всемирный день защиты животных.
Цель: прививать заботу к братьям нашим меньшим.
• ноябрь:
12 ноября – Синичкин день (исконно русский праздник – День встречи зимующих птиц).
Цель: формирование представлений о зимующих птицах, привитие заботы о птицах.
Участие в выставках детских работ и конкурсах «Самая оригинальная кормушка».
Результаты реализации проекта
Интеграция образовательных областей способствовала повышению уровня экологических знаний детей дошкольного возраста, повышению экологической культуры, улучшению познавательной и речевой активности.
Изучение природных объектов способствовало привитию интереса к музыкальным произведениям, развитию детского музыкального творчества, активному участию в театрализованной деятельности, художественно-эстетическому развитию.
Целевые походы на природу с целью исследования подобранных тем способствовали оздоровлению и улучшению эмоционального самочувствия детей. Взаимодействие с родителями способствовало улучшению сотрудничества с МБДОУ.
В результате проекта у детей дошкольного возраста сформировано четкое представление о безопасном поведении в природе, о ситуациях и явлениях, которые встречаются в окружающем мире.
Трансляция результатов: выступление на районном методическом объединении «Традиции детского сада» с темой «Календарь экологических дат – традиция группы №2 «Солнышко», на сайте МБДОУ детский сад №19 и на Международном образовательном портале http://www.maam.ru.
Также проект принимал участие в областном конкурсе "Лучший проект по экологическому воспитанию в детском саду" педагогбудущего. рф
Список литературы
1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 С.
2. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 С.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.
5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 С.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 С.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 С. : цв. вкл.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 С.