Татьяна Никонова
Календарь природы с элементами конструирования в предшкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
с элементами конструирования
в предшкольной группе
Подготовила:
Воспитатель предшкольной группы Никонова Т. А
Публикация «Календарь природы с элементами конструирования в предшкольной группе» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать и обобщать знания детей о временных понятиях (дни недели, месяц, год, сезонных изменениях в природе;
- закреплять знания детей о последовательности времён года;
- ввести в активный словарь детей слова «вечный календарь», «диагональ», «средняя линия»;
Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги;
- активизировать высказывания детей на заданную тему.
Воспитательные:
- создавать условия для эмоционального комфорта, раскрепощенности;
- формировать коммуникативные навыки, желание совместно выполнять задания и получать результат;
- воспитывать интерес к изготовлению поделки своими руками, художественно-эстетический вкус;
- воспитывать любознательность и интерес к различным видам деятельности;
- формировать навык давать оценку готовому продукту.
Развивающие:
- развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- развивать внимание, память и восприятие;
- развивать речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением;
- развивать глазомер при работе с бумагой, мелкую моторику.
Методические приемы: Словесные, игровые ситуации.
Организация деятельности детей: Подгрупповое, сидя на подушках в кругу; индивидуальная работа за столом во время конструирования из бумаги; совместная деятельность в микро-группах.
Оборудование:
- разные виды календарей (настенный, карманный, отрывной, «вечный»);
- 4 макета дерева из картона, коричневого цвета;
- дидактическая игру «Круглый год»;
- таблички с названиями 12 месяцев;
- вата, цветы декоративные, яблочки декоративные;
- желтая, зеленая, оранжевая бумага, клей, ножницы, линейки, простые карандаши, ластик, шаблон лепестков.
Предварительная деятельность :
- рассматривание книг, альбомов, открыток о временах года, разгадывание загадок о временах года, сезонных изменениях.
- чтение и просмотр мультипликационного фильма «12 месяцев» С. Я. Маршак;
- конструирование из бумаги в различных техниках (аппликация, оригами).
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети входят в зал. Садятся в круг.
Воспитатель: Рада видеть вас. Поприветствуем друг друга.
1. Традиционное приветствие :
Рано утром мы встаем в детский сад скорей идем,
Говорить всем с добрым утром, никогда не устаем.
Здравствуй небо,
Здравствуй солнце,
Здравствуй земля,
Здравствуй планета Земля,
Здравствуй наша большая семья!
2. Беседа. В центре круга разложены календари разных видов.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, какие бывают календари?
(Ответы детей). Действительно календари бывают разные (настенные, карманные, отрывные и вечный календарь)
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем человеку нужен календарь? Что с их помощью можно узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Чем похожи календари? (Ответы детей)
(Показывают число, месяц, рабочие, воскресные дни. Рабочие дни отмечены черным цветом, воскресные и праздничные — красным.)
3. Загадка:
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом. (Дни недели)
4. Беседа.
Ребята как называется промежуток времени, состоящий из 7суток? (неделя)
В какие дни недели мы ходим в детский сад?
Какой день недели между четвергом и субботой?
Сегодня (четверг, какой день недели был позавчера? А какой день недели будет послезавтра?
Воспитатель: Календарь показывает месяцы, дни недели. Календарь еще показывает числа. Какое сегодня число? (Ответы детей)
Воспитатель: Первые календари появились много тысяч лет назад, люди научились измерять промежутки времени, сопоставлять их с явлениями, которые повторялись периодически (смена дня и ночи, смена времен года).
- Сколько всего времён года? ( Ответы детей: четыре)
- Назовите времена года по порядку. ( Ответы детей: Осень, зима, весна, лето)
- Какое сейчас время года? ( Ответ детей: осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? ( Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь) - Сколько месяцев в году? ( Ответы детей: 12 месяцев)
Воспитатель:
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
- Ребята, какое ваше любимое время года и почему? (Ответы детей)
5. Дидактическая игра «Круглый год»
Игра состоит из 12 частей круга. Каждое время года имеет определённый цвет, и каждый месяц. На частях круга нарисованы картинки, изображающие основные признаки каждого месяца. Для детей, умеющих читать, прилагаются названия месяцев.
Воспитатель: Ребята, предлагаю собрать круглый год из частей.
- Мы уже сказали, что 1 месяц в году - январь. Предлагаю выложить все детали на ковре. Замечательно, у нас получился круглый год. Месяцы следуют один за другим.
- Скажите, в каком месяце вы пойдете в школу? (сентябрь)
- Кто-нибудь знает какой месяц самый короткий? В каком месяце меньше всего дней? Вы можете посмотреть по календарям.
6. Физминутка: «Времена года»
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду:
Январь очень любит на лыжах кататься, (Махи руками, вперед, назад)
Февраль очень любит снежками кидаться. (Имитация кидания снежков)
А март очень любит пускать корабли, (Делаем лодочку руками)
Апрель весь снежок убирает с земли. (Приседаем и водим руками)
Май деревца одевает листвой, (Взмахи руками, круговые движения)
Июнь же - клубничку приносит с собой. (Гладим живот по часовой стрелке)
Июль очень любит детишек купать, (Движение руками плывем)
А август любитель грибы собирать. (Ходим по кругу и наклоны вниз)
Сентябрь разным цветом покрасит листочки, (Взмахи кистями вправо, влево)
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки. (Шевеление пальцами, сверху –вниз)
Ноябрь ледком покрывает озёра, (Поворот вокруг себя)
Декабрь на окнах рисует узоры. (Круговые движения кистями)
И вот с декабрем завершается год, (Махи кистью вверх, вниз – прощание)
Он ёлку ребятам в подарок несёт. (Шагаем на месте)
Сто лет пробежит - и закончится век. (Бег на месте)
И время не может замедлить свой бег. (Бег на месте)
7. Продуктивная деятельность детей:
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам сделать собственный календарь -
«Календарь природы».
- Посмотрите, у нас есть 4 дерева, как вы думаете, что означают они?
( Ответы детей: 4 время года). Верно, сейчас у нас осень, и мы начнем наш календарь с осеннего дерева.
Проходите за стол, сейчас мы с вами сами создадим, сконструируем из бумаги осенние листья.
- Для этого нам понадобятся цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы и клей.
Берем лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной). Кладем прямоугольный лист горизонтально. Складываем лист пополам, чтобы наши уголки встретились друг с другом. Разверните лист, линия которая образовалась при сложении, называется «средняя линия». Итак мы свернули прямоугольник, и у нас получился опять прямоугольник. Кладем его перед собой вертикально, средняя линия должна быть с левой стороны, свободный край с правой.
Следующий шаг: соединим два противолежащих угла. Берем линейку и карандаш и проводим линию из верхнего левого угла к нижнему правому углу. Линия, которая соединила противолежащие углы называется «диагональ». Берем ножницы, отрезаем по диагонали.
- У на получилась какая фигура? ( ответ детей: треугольник)
- Раскрываем треугольник.
Сейчас будем делать бумажную гармошку. Начинать лучше с нижней, самой широкой стороны. Загните небольшую складочку, но протяженностью на всю площадь листа. Тщательно прижмите, а затем загните такую же складку в другую сторону. Повторяйте этот процесс, пока вся бумага не превратится в гармошку.
Обозначьте середину и аккуратно сложите вдвое. Прижмите, нанесите клей на одну из внутренних сторон и склейте их вместе.
8. Деятельность в мини-группах
Воспитатель: - Ребята, предлагаю пройти к деревьям для украшения их по сезону. Первое дерево ребята украшают, приклеивая разноцветные сконструированные листья. Вешают таблички с названиями осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Второе дерево – Какое время года следует дальше? И как выглядят деревья зимой? (Ответ детей). Приступайте к украшению нашего зимнего дерева.
(ребята берут заготовленную вату с блестками и приклеивают ее на ветви дерева и внизу ствола). Развешивают таблички с названием зимних месяцев.
Третье дерево - какое время года следует? Что происходит с деревьями весной?
(Ответы детей). Ребята берут заготовленные декоративные цветочки и приклеивают их на ветви. И развешивают таблички с весенними месяцами.
Четвертое дерево – Какое время года следует дальше? И что происходит в это время года? (Ответы детей). Ребята берут сконструированные зеленые листья и заготовленные декоративные яблочки. Приклеивают на дерево и развешивают таблички с названиями летних месяцев.
В: - Ребята, мы большие молодцы! Посмотрите какой красивый календарь природы получился у нас с вами.
9. Обсуждение выполненного проекта:
Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня говорили и что рассматривали?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Что вам показалось самым сложным, а что самым увлекательным? (Ответы детей)
Воспитатель: - Друзья, благодарю вас за слаженную работу. Предлагаю сделать фото на память. Для вас хочу сделать сюрприз и подарить по карманному календарю.