Ольга Павлова
Консультация для воспитателей «Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?»
▼ Скачать + Заказать документы
Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?
Перед детским садом стоит задача — научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения. В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатываются у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом советских людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром.
Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак, и т. п.
Необходимо учить детей общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть ласково, по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. д.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром, спокойной ночи и т. п.); нужно приучать детей во время разговора со взрослыми не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению к взрослым, поэтому воспитатель должен приучать детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям — дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим. Дети по-разному проявляют себя в коллективе. Бывают болтливые дети, которые свободно вступают в разговор с любым человеком, но не умеют слушать других, не дают высказаться товарищам, не дожидаются вызова, требуют внимания только к их собственной речи. Подобная неупорядоченная речевая активность ребенка мешает другим и вредна для него самого.
Есть застенчивые дети, которым высказывание перед группой стоит большого морального и физического напряжения. Так, одна застенчивая девочка в ответ на ласковое, ободряющее предложение воспитательницы решилась прочитать стихотворение. Она читала стихотворение очень тихо, торопливо, опустив голову и ни на кого не глядя; когда она кончила, у нее на лбу выступил пот от напряжения, но после этого первого выступления перед группой девочка стала увереннее и смелее, она уже, не отказываясь, отвечала на занятиях.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течение всего пребывания ребенка в детском саду до перехода в школу.
Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами советских детских писателей и поэтов (русских, украинских, белорусских и других писателей братских народов, с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с, ним его приключения, невзгоды и победы.
Художественная литература воспитывает воображение; увлекательные образы книг вызывают у маленьких слушателей живые конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга. Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Отношение детей дошкольного возраста к художественной литературе выражается непосредственно и своеобразно: это любовь к слушанию сказок, рассказов и стихов, эмоциональное отношение к тому, что им читают или рассказывают взрослые.
Непосредственное чувство любви детей к художественному слову проявляется и в том, что они многократно повторяют полюбившиеся им стихи, устраивают увлекательные игры в любимых литературных героев, в сказки, отображают свои впечатления в рисунке.
Мы даем книгу в руки ребенка самого раннего возраста, поэтому нужно воспитывать у детей бережное отношение к книжке и элементарные умения ею пользоваться — рассматривать иллюстрации.
Итак, конечные задачи детского сада в обучении дошкольников родному языку : научить детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи, воспитать навыки организованной речевой деятельности, обогащать словарь, воспитать любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания ребенка в детском саду.