Папки-передвижки

Конспект занятия «Какими бывают камешки»

Татьяна Малая
Конспект занятия «Какими бывают камешки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия "Какими бывают камешки"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Публикация «Конспект занятия „Какими бывают камешки“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

Воспитывающая: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемый результат :

- С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях.

Материалы: Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях. Халат, весы, лупа, украшения, набор схем-рисунков, шапка ученого, набор камней, банка с водой, поднос и салфетка, шкатулка с сокровищами, белая ткань (голубая, набор строительного материала, кассета с таинственной музыкой, шкатулка с конфетами драже.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о камнях, горах. Рассматривание иллюстраций с горным ландшафтом. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение гор на нашей планете.

Словарная работа:

Лаборатория, лупа, шершавый.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (Ответы.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает письмо, читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Медной горы». Посылку действительно надо найти. Ребята, вы запомнили, какая она?

Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Воспитатель: Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку, находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети: Это камень. Это разные камни.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем. Скажите, а где можно встретить камни? (Ответы детей).

Воспитатель: А хотите о камнях узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти к столу, там мы с вами организуем лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Вот и мы будем сегодня ставить опыты. Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать руками.

(Дети заходят в лабораторию и встают полукругом вокруг демонстрационного стола).

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями.

Внимательно осмотри глазами все камни. Что вы можете сказать о камнях? Какого они цвета, формы?

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель схему – рисунок, прикрепляет на доске.)

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Ребята, скажите, а все ли камни одинакового размера?

Дети : Нет.

Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Но чтобы его выполнить давайте сначала разомнем наши пальчики. Предлагаю поиграть в игру «Камень, ножницы, бумага»

Физминутка: «Камень, ножницы, бумага»

Детям предлагается объединиться и договориться, какими движениями они будут обозначать эти предметы.

Открытые ладони - бумага, сжатые кулачки - камень, два выпрямленных пальца (остальные сжатые в кулаки) - ножницы.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я вижу, что все размяли свои пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: А сейчас мы с вами по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы лучше рассмотреть, я предлагаю взять специальный инструмент – лупу, которая увеличивает в размерах любой предмет, и посмотреть более внимательно. Какой теперь можно сделать вывод.

Вывод: камень может быть гладким и шершавым.

Опыт № 4. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? (Ответы детей). Да, взвешивают. Вот и мы сейчас будем взвешивать.

Дети по очереди кладут камни на весы и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные : легкие, тяжелые.

Опыт № 5: Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий.) Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 6. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получился необычный рассказ о камнях. Рассказ в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку ученого и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод о проделанных опытах.) Воспитатель поощряет детей и предлагает потом пойти повнимательней посмотреть групповой набор камней.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы) На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украшения) Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

Воспитатель обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: А теперь мы немножко поиграем и отдохнем.

Физминутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем построить свою гору из кубиков.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят гору. Накрывают её белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. И подарила вам шкатулку с разноцветными камнями и не просто камнями, а камнями, которые можно есть. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились наши опыты? Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям. Все были сегодня очень внимательны. Молодцы. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами).

Использованная литература:

Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.

Н. А. Рыжова “ Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.

Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.

Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа, Москва 2008 г.

А. И. Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Публикации по теме:

«Умные камешки». Игры для развития памяти и внимания детей 4–5 лет«Умные камешки». Игры для развития памяти и внимания детей 4–5 лет В наших магазинах часто появляются различные предметы для декорирования. Вот и я обратила внимание на декоративные камешки в магазине "Фикс.

А какими игрушками играет Ваш ребёнок? (фотоотчёт)А какими игрушками играет Ваш ребёнок? (фотоотчёт) Часто дети приносят в детский сад игрушки из дома. Обычно это машинки, куклы, мягкие игрушки. Но нередко, это какие-то монстры, неподдающиеся.

Дидактическое пособие «Чудесные камешки»Дидактическое пособие «Чудесные камешки» Продолжая увлекаться каменной темой,пришла идея - сделать летний и зимний вариант. Вот что получилось. Данное пособие развивает связную.

Интегрированное занятие «Разноцветные камешки» .

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Какими бывают камешки?» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Воспитатель МАДОУ №93 г. Томска Головач Н. Е. Тема: Какими бывают.

Конспект занятия по сенсорике в 1 ой младшей группе «Чудо камешки» Задачи: Познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой, маленький; стучит громко, тихо; камни твердые. Формировать познавательный.

Мастер-класс по созданию игры «Морские камешки»Мастер-класс по созданию игры «Морские камешки» Создаем игру "Морские камешки" Эта игра стала открытием для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети просят эту игру и даже.

Немного о моем увлечении — мои любимые камешки и мое стихотворение о них «Мир камня»Немного о моем увлечении — мои любимые камешки и мое стихотворение о них «Мир камня» Мир камня необычайно разнообразен, и говорить о нем можно много. Это удивительный мир, который смотрит на нас своими глазами. Каждый раз,.

План-конспект НОД с дошкольниками в средней группе «Волшебные камешки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Вот какими мы стали! Фотоотчет о выпускном в ДОУВот какими мы стали! Фотоотчет о выпускном в ДОУ Вот и наступила минута прощания. Кажется, совсем недавно дети ходили в младшую группу, ничего не умели, плакали, переживали из-за каждой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Какими бывают камешки»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 14:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Какими бывают камешки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малая (УИ 175024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД