Ольга Шаяхметова
Какие дела можно поручить детям от 1,5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители считают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое даётся только раз. У психологов иная точка зрения: когда дети помогают взрослым, они чувствуют себя полноправными членами семьи, учатся быть самостоятельными и не бояться ответственности.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через различные поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо : принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыбок, спросить, можно-ли приходить на музыкальное занятие и др.
Темочки:
Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей, имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, длительные). Известно, что трудовая деятельность младших дошкольников часто переплетается с игрой и порой трудно последить эту границу. Поручения помогают нам постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то поднять, подвинуть, подать) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет. Трудовые поручения ребенок выполняет в течении дня довольно часто. В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня, в утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью воспитателя в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями : закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5 – 2-х лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: “Пойди, посмотри, какой домик построил Коля”, “Посади куклу на стул” и т. п. содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют умение выполнять требования взрослого. Поручения детям младшего возраста преимущественно индивидуального характера: поставить шкаф обувь, поднять носки, вынести на участок ведерко с совочком, собрать игрушки перед уходом в группу с прогулки, раздать карандаши для рисования.
1,5 — 2 года
В этом возрасте малыш может выполнять простые односложные поручения : принеси машинку, положи карандаши в коробку (после демонстрации примера) и т. п. Обязательно радуйтесь за малыша и хвалите его, если получилось.
2 — 3 года
После 2 лет ребенок способен выполнять задания более осознанно. Он может убрать игрушки на места, но все же сделает это с большей радостью, если вы придумаете «игру-убиралку». К примеру, можно поиграть в робота : робот выполняет указания, сказанные металлическим (вашим) голосом: «Убрать все желтые предметы» или «Унести все круглые игрушки». И весело, и полезно.
Помимо этого, с 2-х лет ребенок может складывать грязную одежду в корзину для стирки, кормить домашнее животное (под вашим присмотром, вытирать пыль, убирать пролитое за собой, мыть небьющуюся посуду без сильных загрязнений (за исключением ножей, мыть пол «своей» шваброй.
4 — 5 лет
После 4 лет ко всему уже сказанному можно добавить обязательные ежедневные поручения : убирать со стола после еды, заправлять свою постель, поливать растения, готовить себе простой завтрак из творога со сметаной или хлопьев.
6 — 7 лет
С 6 лет ребенок способен выполнять «серьезные» поручения. Он может делать уборку в доме, накрывать на стол, помогать готовить и стирать, отбирать свою одежду для стирки, чистить овощи, делать бутерброды, совершать небольшие покупки в магазине, разбирать большие пакеты с продуктами, сортировать и аккуратно складывать белье после стирки, наливать негорячие напитки.
Список поручений по возрастам выглядит замечательно, но, нам кажется, «нееет, он не будет этого делать». Было бы желание! Уточним: ваше желание. Есть множество «фишек», с помощью которых вы легко приобщите ребенка к труду.
Вот некоторые из них:
Для самых маленьких работа должна быть встроена в игру или сказку. Например, игрушки потерялись и плачут, потому что не могут найти свой домик — надо им помочь.
С детьми чуть постарше можно общаться во время работы или задавать вопросы вроде «Какого цвета эта губка?» или «Какой формы это яблоко?» и хвалить за верные ответы. Ребенок полюбит помогать по дому, ведь это весело и «с мамой».
У дошколят прямые задания от мамы чаще всего вызывают негативную реакцию и желание «увильнуть». Но если задания будут оформлены в виде письма от любимого супергероя или смешарика, то дело пойдет на лад. Однако тут нужно быть аккуратными: письма не должны приходить каждый день.
С детьми, которые уже могут вести конструктивные диалоги, хорошо бы сесть и с важным видом начать серьезный разговор, мол, ты вырос большой, умный, и тебе уже можно доверить некоторые очень важные для семьи вещи. Дальше можно предложить ребенку список дел, которые он мог бы выполнить, и попросить выбрать только две задачи, которые он возьмет на себя. Больше пока нельзя, нет. Если дела выбраны, можно торжественно включить их в недельное расписание.
В организации дня ребенка очень помогает метод чек-листов. Это листки, на которых указано, в каком порядке и что именно должен делать ребенок в течение дня. Напротив каждого дела — строка с днями недели. Подмел во вторник — ставь себе галочку, а напротив чистки зубов галочки должны быть каждый день. В конце недели мама проверит весь чек-лист и, если все хорошо, сводит в зоопарк. Чек-листы можно сделать своими руками вместе с детьми, и для каждого дела в списке придумать картинку или подобрать наклейку. В этом есть особый смысл — сам делал свой план, значит, надо выполнять.
Дети очень любят иметь что-то «свое» и обязательно «как у взрослых». Скорее всего, малыш оценит набор, состоящий из красивого ведерка, фартучка, яркой губки или собственной небольшой швабры, и будет с удовольствием им пользоваться.
Обязательно хвалите за любую попытку помощи, даже неудачную. Хвалите искренне за старание и желание.
Перечисленные методы можно использовать и как руководство к действию, и как повод для родительского вдохновения.
Способов привить ребенку самостоятельность и простейшие трудовые навыки множество, а как найти подход к вашему малышу, вы знаете лучше других. Тут главное не лениться. Нам с вами не лениться.