Татьяна Туева
Конспект экологического занятия «Через добрые дела можно стать юным экологом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Побуждать детей к совершению добрых поступков по отношению к природе.
Задачи. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Публикация «Конспект экологического занятия „Через добрые дела можно стать юным экологом“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание. Демонстрируя книгу-сказку «Лиса, заяц и петух», спрашиваю у ребят, кто в этой сказке сделал доброе дело? (Заяц – пожалел лису и пустил в свою избушку.) А кто совершил зло? (Лиса – выгнала зайца из избушки.) Кто еще сделал добро? (Петух – помог зайцу: прогнал лису.)
Какие еще вы знаете сказки, рассказы, где герои совершают добрые и злые дела, обсуждает примеры, приведенные детьми.
Сегодня мы поговорим о добрых делах. Что такое добро, добрые дела?
Добро – это такие дела и поступки людей, от которых другим становится хорошо, радостно и приятно. Добро – это забота о других. Добро никого не обижает и ничего не разрушает. Добро все равно что солнышко весной: светит, греет, от него все сияет, оживает, всем становится тепло и радостно.
Работа с моделью «Сухое дерево». На бумаге изображено сухое (несчастное) дерево, можно ли ему помочь? У меня есть волшебные листочки; каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Дети берут по одному зеленому листочку, начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить и т. д. Воспитатель берет листочек ребенка, пишет на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляет листочек к дереву (с помощью клея и пластилина). Когда все дети внесут свои предложения, воспитатель обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят – сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым. Воспитатель говорит: «Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем проявлять доброту, заботиться о них, и порадуют нас красотой и здоровьем».
Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, его надо посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты без жалости ломают черемуху, а многие ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые и могут погибнуть.
Физминутка «Если бы я был деревом» Представьте себя каким-нибудь деревом. Спросить у каждого ребёнка, каким деревом он себя представил. Затем предложить детям поднять «веточки» (руки) к солнцу, потянуться. А вот задул ветерок (ветки раскачиваются из стороны в сторону). Ветер утих, всё стихло, успокоилось.
Какое сейчас время года? Какая погода осенью в лесу? (Холодно, дождь идет.)
Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? (осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно).
А какие изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе? (Ответы детей.)
У деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме.
Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Можем ли мы помочь природе подготовиться к зиме? Кому нужно зимой помогать?
Очень голодно будет зимой птицам, их обязательно нужно подкармливать, а для этого надо изготовить кормушки. К стволам деревьев надо накидывать снег, чтобы корни дерева не замерзли.
Охраной природы занимаются экологи, они защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать Наша наблюдательность.
В нашей группе есть стенд «Панорама добрых дел».
За все хорошие поступки и дела в природе вы получите похвальные очки, которые будут нарисованы значками в пустых клетках против каждого фотопортрета. Показывает вертикальные графы-рубрики добрых дел.
Что хорошего для растений и животных мы можем сделать в детском саду и дома? (ответы детей).
Отмечает, что уже сейчас можно проставить похвальные очки детям-дежурным, которые вчера и сегодня хорошо дежурили в уголке природы. Рисует значки в соответствующих клеточках, рассказывает о других рубриках («Хорошее отношение к растениям и животным дома», «Интересные наблюдения в природе» и пр.).
Воспитатель показывает в «Панораме добрых дел» рубрику «Изготовление плакатов» и др. В заключение занятия воспитатель говорит : «Каждый из вас сможет сделать много добрых дел в природе : в декабре, январе, феврале и далее. Вы станете настоящими друзьями природы, а к апрелю – юными экологами : будете много знать о природе и часто делать хорошие дела».