Новикова Наталья Николаевна
Как знакомить детей с нормами поведения
▼ Скачать + Заказать документы
За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Ребенок интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Ярко проявляется его стремление к общению со сверстниками. Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной с ними деятельности. Ребенок подражая, усваивает многие правила поведения.
Публикация «Как знакомить детей с нормами поведения » размещена в разделах
Основная задача-воспитывать у ребенка организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми, он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.
Ребенку дошкольного возраста прививают те навыки, о которых говориться в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима, самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Бдагодаря правилам ребенок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома, в детском саду, на улице и в общественных местах. С этой целью ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе совместной деятельности и др. Важно, чтобы и в семье выполнялись те же правила, чтобы руководствоваться ими, ребенку недостаточно знать их.
Ребенок знает, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиняться, но очутившись в одной из подобных ситуаций "забывает" об этом. Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратяться постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Взрослые обычно обосновывают свои требования: не сложил аккуратно свои вещи-теперь они будут мятыми, а ты будешь выглядеть неопрятно; если игрушки и книги кладут на место, то их не приходиться искать и т. д. Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Как сидеть за столом, пользоваться вилкой и ложкой, содержать в порядке свои вещи и беречь их и т. п. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят. В общении детей между собой возникает множество ситуации, в котрорых они самостоятельно решают, как поступить: извиниться, поблагодарить, обратиться с просьбой, посторониться, пропустить вперед себя. Воспитатель, видя, как ведет себя ребенок, делает вывод, насколько прочно он усвоил правила поведения.
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Воспитатели и родители добиваются этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.