ЕЛЕНА КУЛЯБИНА
Конспект занятия в старшей группе «Как жили люди на Руси?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как люди жили на Руси
Задачи и цели. Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых, стремление беречь её результаты. Развитие связной речи.
Оборудование. Иллюстрации с изображением древних городов, мультимедийный проектор.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации, рассказать им о строительстве древних городов, культуре и быте Древней Руси.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Как жили люди на Руси?“» размещена в разделах
Ход занятия.
Слайд № 1. Перед детьми на экране появляется петушок.
Ранним – рано поутру
Петушок: «Ку-ка-ре-ку»
Приди- приди солнышко,
Под моё оконышко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее,
Золото в оконышко.
Деточки играют,
Тебя поджидают»
Слайд № 2 (изображения бревенчатых домов)
Педагог: ребята, где петух будит людей? (В деревне)
А из чего строят дома в деревне? (Из бревен)
Как называются такие дома? (Бревенчатые)
Слайд № 3 (строительство домов в старину)
Ребята, посмотрите на экран и расскажите как строили бревенчатые дома. ( Педагог помогает детям составить рассказ и дополняет ответы детей: прокладывали брёвна паклей или сухим мхом, паклю делали из стеблей льна. Ни мох, ни пакля не пропускали в жилище холодный воздух)
Слайд № 4 (изображение русской печи)
Педагог: а что ещё люди делали, чтобы было тепло и уютно? (Топили печь)
Давайте на некоторое время вернёмся в прошлое.
Слайд № 5 (изображение старинных городов Руси)
В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки деревни. Жильё строили возле реки и возле леса. В лесу есть дрова, птицы, животные. Возле реки вода и рыба. Чтобы обезопасить деревню от врагов, люди строились на холме, рыли вокруг ров и наполняли его водой. Так как сверху всё было видно. Чтобы прокормить семью, люди разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, кур. Ребята, а как можно одним словом назвать этих животных (домашние). Из кожи животных люди шили себе одежду, из шерсти пряли пряжу.
Слайд № 6 (изображение лаптей)
Из лыка плели лапти. Лыко - это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Ребята, я думаю нам пора возвращаться из прошлого. Скажите, пожалуйста, а ваши дома их каких состоят частей? (дверь, окно, крыша) Сейчас мы будем повторять слова – пары.
Работа над звуковой стороной речи «Повтори слова парами» Повторение и различение слов с близким звуковым составом.
Слова: дом- сом; дверь – зверь; окошко – кошка; крыша – крыса; печка – речка; стена- спина; по – стол; потолок- уголок; диван – великан; труба – трава.
Психоречевая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений:
На поляне дом стоит,
Ну а путь к нему открыт,
Мы ворота открываем-
В этот домик приглашаем.
Речевая подвижная игра «Строим дом» дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:
Стук – стук молотком,
Строи, строим новый дом.
Ты, пила, пили быстрей,
Домик строим для людей.
Педагог. Молодцы ребята, давайте с вами присядем на пол, кому как удобно. В старину мы видели, что дома были бревенчатые, а в настоящее время дома строят из других различных материалов. Предлагаю поиграть вам в игру «Какой – какая» :
Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)
Дом из камня. Какой? (Каменный)
Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)
Крыша из железа. Какая? (Железная)
Окна из стекла. Какие (Стеклянные)
Фундамент из цемента. Какой? (Цементный)
Пол из дерева. Какой (Деревянный)
Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)
Педагог: молодцы ребята, ответили всё правильно.
Слайд № 7 (изображение картинок вразброс)
А теперь посмотрите на экран. Помогите мне по порядку разложить картинки, чтобы звери в лесу не остались без жилья. (Дети называют под каким номером картинка будет первой, второй, третьей, четвёртой)
А теперь давайте сравним ваши ответы с правильным.
Слайд № 8 (дети смотрят правильно ли они разложили картинки)
Молодцы ребята, справились с заданием. В старину в каждом доме обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне уют, покой и сладкие пироги.
Занятие заканчивается чаепитием.