Екатерина Большакова
Как заниматься с детьми 3–4 лет математикой. Консультация для родителей
▼ Скачать +Заказ
Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет
Математика для малышей это формирование элементарных математических представлений, использование которых в жизни, мы с вами порой даже не замечаем. А ведь чтобы правильно пользоваться математическими понятиями их надо изучить. В младшем возрасте детям необходимо дать знания о количестве, величине, геометрических формах, времени суток, расположении предметов в пространстве.
Публикация «Как заниматься с детьми 3–4 лет математикой, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Любое обучение в дошкольном возрасте проводится в игровой форме. Закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр.
Рассмотрим на некоторых примерах как дать детям эти знания.
Количество
В 3-х летнем возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит ребенка найти среди множества домиков такой же, как у него в руке.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых ребенок подбирает и группирует предметы по определенным признакам, например:
- сложи все мячики синего цвета в корзину,
- положи в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие.
Выполняя такого рода задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.
Для того чтобы научить ребенка 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством человек за столом, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого взять по яблоку. Малыш видит, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого из нас по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает всем положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.
Обучая детей 3 — 4 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство». Для этого используется прием наложения.
Например, на карточке изображено 3 белочки. Взрослый предлагает каждой белочке положить по орешку. После чего обращает внимание, что орешков «столько же» сколько белочек, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением орешка, ребенок понимает, что белочек стало «больше», а орешков — «меньше». Можно также задать вопрос всем ли белочкам хватило орешка? Что нужно сделать чтобы всем белочкам хватало орешков?
Величина
Дети 3 — 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».
Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной.
После того, как ребенок научится сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение».
Взрослый, в игровой форме (например от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…
Геометрические фигуры
Дети 3-4 лет знакомятся с геометрическими фигурами (ГФ). Для этого взрослый дает ребенку разные по цвету силуэты ГФ. Показывая, например, квадрат синего цвета просит найти у себя такую же фигуру. То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Дальнейшее обследование ГФ происходит осязательно-двигательным путем. Ребенок многократно проводит пальцем по контуру фигуры и произносят ее название. Изучение фигур проще и интереснее всего проводить в игровой форме
Для закрепления материала, можно поупражнять ребенка и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку или поиграть в игры «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик».
Ориентировка в пространстве
В этом возрасте ребенок учится ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа, налево (слева, вперед (впереди, сзади (позади, вверху, внизу.
При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там где ноги, вверху – там где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышу помогут следующие упражнения: «Помаши мишке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой, спрячьте их назад (за спину).
Следует учитывать, что при выполнении всех упражнений, если взрослый стоит лицом к ребенку, то все движения взрослого должны быть выполняться в зеркальном отражении.
Ориентировка во времени
В повседневной жизни ребенок учится ориентироваться во времени. Хорошим помощником станет четкое выполнение режима дня.
Взрослый знакомит ребенка с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, взрослый говорит, что сейчас утро, мы проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом нужно сказать, что сейчас день, мама или папа на работе, а мы занимаемся, гуляем, и обедаем.
Для закрепления частей суток можно предложить рассмотреть картинки, которые позволят ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?»; «Когда мы гуляем, спим?». Читая художественные произведения, можно предложить указать на картинку, которая характерна для деятельности людей в определенное время суток (день, ночь, утро, вечер).
Изготовить все дидактические игры можно из любого материала – картон, фетр, фоамиран, вырезая из них различные фигуры разных размеров, узкие короткие полоски и др. В возрасте 3-4 лет для изготовления пособий желательно использовать основные цвета: синий, красный, зеленый и желтый.
Выполняя все вышеперечисленные упражнения родители помогут детям развивать мышление и логику. А так же вовлекут их в совместные познавательные беседы и игры.