Татьяна Фирсова
Консультация «Как учить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как учить ребенка читать?
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?
Публикация «Консультация „Как учить ребенка читать“» размещена в разделах
Прежде всего ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.
Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух, внимание, память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.
Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку :
услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
написать букву и правильно прочитать.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает:
выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
слог из слова;
слово из предложения;
соединять звуки в слог;
составлять из слогов слово;
из слов предложения.
Конечно учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведу несколько советов. Учить ребенка читать и писать надо с 4-х лет.
Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные звуки. Попробуйте пропеть, протянуть звуки (п, (т). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, они согласны, чтобы их не пели, их так и называют — согласные. Названия букв произносятся коротко (как звуки).
Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.
- хлопни в ладоши, когда услышишь звук а среди других звуков
- хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
- найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук
- хлопни, когда услышишь в слове заданный звук
- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
- кто больше назовет слов на звук (а?
- что может рассказать о себе звук а?
(и так со всеми звуками)
Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
- какой звук я произнесла?
- как ты определил, что это звук (а?
-да, ты его услышал. А это буква А, которая обозначает произносимый мною звук. На что похожа буква А?
- давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
- сколько и каких палочек нужно для буквы А?
- одинаковой длины или разной?
найди и покажи эту букву среди других букв
- зачеркни все буквы (а).
(и так со всеми буквами)
Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначать полоской, разделив ее на три части. Гласный звук можно обозначать красным квадратиком.
- произнеси слово автобус.
- какой первый звук в этом слове?
- какой это звук?
- обозначим его красным квадратиком, куда мы положим квадратик в нашем слове?
Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.
- послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки (п) — (пь)
- как произносим первый звук? Твердо
- а как второй? Мягко. Можно послушать как произносятся звуки в словах пушинка — перышко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, они произносятся твердо. Мягкие звуки мы произносим мягко и обозначаем их синим квадратиком. Назови слова, которые начинаются на твердый звук (п, на мягкий звук (пь).
Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
- послушай звуки, закрыв ушки ладошками (п) — (б, (т) — (д).
- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего
- он согласный твердый, а еще глухой
- когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
- Правильно, как будто звенит колокольчик. Этот звук согласный, твердый, а еще звонкий.
Когда ребенок научиться слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.
Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.
- легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: «м-е-н-я з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем звуки у нас не рассыпаются.
Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог надо объяснять так: «Произнеси первый звук, и потянув его, произнеси сразу второй. - АП».
При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произнеси второй — ПА»
Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками (а, о, у, э, ы)они, кроме (ч, (щ) — твердые.
Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие.
Запомните:
Звуки (ш, ж, ц) — всегда твердые
Звуки (ч, щ) — всегда мягкие
Звук (й) — сошласный мягкий)
9. Все гласные второго ряда (е, е, ю, я) произносите кратко не растягивая.
Поиграйте в игру «волшебные звуки» - покажите как с помощью гласных звуков согласные из твердых превращаются в мягкие, и наоборот.
10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.
Обучая детей чтению учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.
Автор: уФирсова Т. В.
Литература.
А. Ф. Ануфриева, Как преодолеть трудности в обучении детей, Москва, 1999 год
Г. Глинка, Буду говорить, читать, писать правильно, Санкт-Петербург, 1999 год
Л. Н. Власенко, Учимся читать, Ярославль, 1997 год
И. Л. Калинина, Учим детей читать и писать, Москва, 1998 год
О. В. Узорова, Практическое пособие для обучения детей чтению, Москва, 1998 год