Оксана Пичугина
Как учить наизусть стихотворение: 7 советов от логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Выучить стихотворение — непростая задача для детей, особенно для дошкольников и учеников младших классов. Ребенок понимает, что ему нужно дословно запомнить текст и рассказать его потом наизусть. Но как это сделать?
Чаще всего дети пользуются простейшими приемами заучивания — читают несколько раз, пытаясь воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя их во все большие отрывки и, наконец, читая полностью. Но в день икс выясняется, что стихотворение выучено плохо. Почему?
Публикация «Как учить наизусть стихотворение: 7 советов от логопеда» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Понаблюдайте за ребенком. Скорее всего, окажется, что, пытаясь запомнить стихотворение, он всякий раз повторяет его с самой первой строчки. Сначала заучивает первое четверостишие, затем переходит ко второму и всякий раз повторяет его вместе с первым. А когда доходит очередь до третьего, то повторяет первое и второе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что конец стихотворения в памяти не задерживается. Вот несколько советов для быстрого заучивания.
Важно, чтобы ребенок сам вслух прочитал стихотворение и при этом четко проговаривал звуки и слова. Важно, чтобы он почувствовал ритмику поэтических строк.
Во время чтения обратите внимание на то, чтобы все слова были понятны. Сложности с запоминанием могут быть связаны с тем, что дети часто не знают значений отдельных слов или выражений.
Если есть незнакомые слова и ребенок с трудом запоминает их, попросите придумать ассоциацию (пусть даже самую нелепую) к этому слову и нарисовать ее. И всякий раз, когда ребенок спотыкается на трудном месте, показывайте ему этот рисунок.
Обязательно задайте ребенку вопросы по содержанию и обсудите прочитанное.
Учите стихотворение отдельными четверостишиями, затем объединяйте их в единое целое. Важно, чтобы на этом этапе ребенок понял необходимость проверять себя самостоятельно.
Когда ребенок читает стихотворение, он может использовать жесты, которые помогут лучше запомнить слова. Например, «у оленя дом большой» (изображаете крышу домика); «он глядит в свое окошко» (подставляете руки к глазам, делая «бинокль»); «зайчик по лесу бежит» (показываете пальцами ушки зайца, а потом то, как он бежит) и так далее. Движения должны быть наглядными и подсказывать слово.
Однократное правильное воспроизведение — еще не гарантия того, что ребенок без запинки сможет прочитать стихотворение, поэтому заученные строчки нужно повторить несколько раз. Лучше это сделать в игровой форме: пригласить бабушку или папу и устроить генеральную репетицию или же повторять вслух стихотворение по дороге в школу, стараясь попасть в ритм шагов.
Заучивание стихов — не только отличная тренировка памяти, но и возможность научить ребенка любить и понимать поэзию. И эта цель не менее важна. Читайте своим детям как можно больше стихов, обсуждайте поэтическе образы, развивая таким образом их вкус и тягу к прекрасному.