Наталья Корчагина
Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы
Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?
СЛАЙД 2
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Публикация «Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?» размещена в разделах
СЛАЙД 3
Инженерное мышление дошкольников предполагает развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники и механизмов.
СЛАЙД 4
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности, в том числе и для развития инженерного мышления, включает в себя:
- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются
образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды.
- Обязательными участниками образовательного процесса являются родители.
СЛАЙД 5
Можно сформулировать следующие задачи для развития инженерного мышления : (они вам представлены на слайде). Конечно данные задачи конкретизируются с учетом возраста детей.
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Развивать воображение, фантазию и творческую инициативу;
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
5. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
6. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
СЛАЙД 6
Для развития инженерного мышления в дошкольных учреждениях традиционно используют такие направления в работе с детьми: (они вам представлены на экране)конструирование; техническая деятельность, формирование элементарных математических представлений, логического мышления, опытно-экспериментальная деятельность.
Эти направления в работе с детьми в ФГОС ДО определены как компоненты обязательной части программы, которые способствуют развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать - а, значит, развитию инженерного мышления.
Хотелось немного остановиться на данных направлениях работы.
Конструирование включает в себя:
- использование различных видов конструкторов (Lego, классические, магнитные, инерционные)
- применение различных материалов (бумага, бросовый материал и др.)
- использование программируемых конструкторов, т. е роботехника.
Техническая деятельность включает в себя :
-знакомство с профессиями: строитель, инженер, программист и др. ;
-знакомство с различными видами техники (в том числе промышленные роботы);
-практическая деятельность с применением технических конструкций.
Формирование элементарных математических представлений, логического мышления дошкольников (в аспекте изучаемой темы) включает в себя:
-сенсорное развитие
-основы экономической культуры
-игры-головоломки, авторские игры – Воскобовича, Никитина, Кюизнера, Дьенеша, -технологии, например, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя :
- ознакомление с явлениями природы;
- исследовательская деятельность по выявлению свойств и качеств предметов и материалов, природных объектов.
Данные направления значимы тем, что
• являются великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, а также для трудового воспитания;
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры;
• позволяют воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность,
творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
СЛАЙД 7
Инженерно-техническое образование в детском саду строится на
принципах интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие :
Умение применять элементарные знания о технических устройствах, «читать» схемы, символы, знаки, решать логические задачи.
Речевое развитие :
Расширение словарного запаса, употребление в речи технических терминов.
Социально-коммуникативное:
Умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, высказывать свое мнение, аргументировать его.
Физическое:
Координация движений, развитие моторики.
Художественно-эстетическое:
Создание и реализация собственного замысла в постройке, модели.
СЛАЙД 8
Обязательным условием для развития инженерного мышления у дошкольников является проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Традиционно в детских садах созданы такие развивающие центры как центр экспериментирования, логики и математики, конструирования, появляются центры технического творчества, технические бюро. Главное условие оснащения этих центров – современные, технически – сложные игрушки, конструкторы, энциклопедии. В силу того, что это оснащение дорогостоящее, одним из вариантов решения проблемы является сетевой формат реализации образовательной программы. Нашим сетевым партнером является Дом детского творчества «Вектор»
СЛАЙД 9
Одним из важнейших направлений данной работы является взаимодействие с родителями. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и предложить участие в совместных выставках технического творчества, исследовательских проектах, мастер-классах, экскурсиях, оформлении мини-музеев и, конечно, рассказов родителей о профессиях: инженер, программист, конструктор, строитель.
СЛАЙД 10
Одним из направлений проектирования образовательной деятельности по развитию инженерного мышления является разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Ее содержание будет зависеть от запроса родителей (законных представителей, интересов детей конкретной группы. Анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений страны выявил, что наиболее востребованными являются программы по робототехнике, техническому моделированию, конструированию с использованием наборов LEGO.
Данное направление педагогической деятельности является актуальным, задачи инженерного развития дошкольников мы будем решать совместно в рамках нашей инновационной площадки.
СЛАЙД 11
По нашему мнению, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления поможет нашим детям без труда продолжить развивать инженерное мышление и в школе и в дальнейшем выбрать востребованную в современном мире профессию.