Смирнова Елена
Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, проявляли и развивали свои художественные склонности и способности?
▼ Скачать + Заказать документы
Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, проявляли и развивали свои художественные склонности и способности? (из личного опыта)
Активность дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим, делать кое-что самостоятельно («Я сам!»). Однако свойством личности активность становится лишь тогда, когда воспитание ее, заключающееся в постоянном вовлечении малыша в разностороннюю деятельность коллектива, начинается с раннего возраста. Развиваться и усиливаться активность будет при условии, что участие ребенка в общем труде окажется нужным и полезным, что на всех этапах (замысел, планирование, исполнение) труд его получит должную поощрительную оценку. Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре, особенно в творческой игре — свободной деятельности
Публикация «Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, проявляли и развивали свои художественные склонности и способности?» размещена в разделах
ребенка,— когда он самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему желанию предметы и игрушки независимо от их назначения.
Обязанность воспитателя — следить за тем, как протекает игра, и использовать ее для развития активности детей, которая в игре идет параллельно с развитием игровой деятельности. Активность младших детей носит подражательный характер. Они повторяют в игре действия, показанные воспитателем (строительство, устройство комнаты, ремонт машины, причем игра несколько раз идет без изменений. Наблюдая за малышами, воспитатель помогает им объединяться для игры по двое-трое, вводит новые роли. Так, при игре в семью он может посоветовать маме, отправить гулять свою дочку-куклу со старшей дочкой или с бабушкой (девочками, с папой (мальчиком, а самой в это время сварить обед, постирать. Обращаясь к ребенку, играющему со строительным материалом, он может сказать: «Вы детский сад строите?. Вот хорошо, скоро сюда дети придут. А где же они здесь спать будут? Сделайте им кровати, стульчики».
Если воспитатель принимает участие в игре, взяв на себя одну из ролей, дети в последующих играх будут подражать его действиям. Активность детей четвертого года жизни в игре выражается в движениях (действия с игрушками, в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за нее, подражает гудению машины, самолета, голосам зверей) и носит импульсивный, эмоциональный характер. Очень часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить в привлекшую их игру товарища или игру, в которой участвует воспитатель. Необходимо использовать это, задавать им такие вопросы, чтобы, отвечая на них действиями, дети становились активными и по мере возможности творческими участниками игры.
Приведем пример. Девочки небольшими группами играли в семью, несколько малышей катали машины, один рассматривал книгу, три мальчика что-то строили. Присмотревшись к постройке, воспитатель уловил в ней сходство с паровозом. «Ой, какой интересный паровоз у вас получился! — воскликнул он. — Можно, я с вами буду строить?. Давайте сделаем и вагончики — стульчики поставим друг за другом». Включившись в игру строителей, педагог пригласил присоединиться к ним и других детей. «Кто нам поможет строить вагончики?» — спросил он, и 8 детей, оставив свои игры, сразу же стали подносить стульчики. Затем, когда поезд был уже готов к отправлению, воспитатель вопросами стал направлять дальнейшее развитие игры, побуждать малышей к активности : «Кто будет машинистом? Кто повезет наш поезд?. А кто будет продавать билеты на поезд? Кто хочет быть кассиром?.» Педагог поддерживал детей, вызвавшихся на ответственные роли, определил место для кассы, нарезал билеты. Пассажиры, взяв кукол-детей, становились в очередь за билетами — все дети группы включились в игру: поезд пришел на станцию, пассажиры гуляли в лесу, собирали ягоды, цветы, потом возвращались домой, и пели песенку «Вот поезд наш едет.». В последующие дни дети уже сами пытались строить поезд. Воспитатель помогал им и одновременно расспрашивал о том, куда они едут. К кому в гости собрались? Что интересного увидят в окно поезда? Своими вопросами он способствовал развитию фантазии детей.
Дети пятого года жизни могут сначала выбрать тему игры, роль в ней, а потом уже подобрать игрушки. Многие ребята этого возраста охотно берутся как за главные, так и за второстепенные роли. Второстепенные роли интересуют их потому, что в них они чувствуют себя уверенно, многократно повторяя хорошо известные им действия.
Инициаторы же выбирают только главные роли: мамы, врача, капитана, продавца, машиниста, шофера, летчика. Для развертывания игры, для реализации игрового замысла детям средней группы еще обязательно нужны привычные атрибуты и игрушки. В утренние и вечерние часы, когда в группе 2—3 ребят, следует привлекать их к строительству для предстоящей игры. «Арсений, Вика, Егорка,— зовет воспитатель. — Помните, как мы весело играли в поезд? Все ребята любят ездить на поезде, давайте построим им поезд. Излишне подвижных детей, шалунов педагог тоже должен научить играть в коллективе. Если дети уже играют, а шалуна не принимают, нужно ввести его в игру в качестве нового участника. Хорошо, если ребята рассказывают родителям о своих играх и совместно с ними делают что-то для игры в детском саду (разноцветные билеты для «цирка», конфеты для игры в магазин и т. п.). Одним из показателей активности в игре является умение элементарно планировать ее. К этому необходимо подводить детей, начиная со средней группы. Обучать планированию лучше в момент сговора перед игрой, задавая детям такого рода вопросы: «Где вы будете строить поезд? А где будет вокзал? Где на вокзале будет касса? А где будут дома, в которых живут пассажиры?» Одновременно следует советовать договариваться о том, кто, из какого материала будет строить, кому какие игрушки нужны. По окончании строительства воспитатель своими вопросами поможет детям начать игру, заставит их подумать о ее развитии : «Куда мы поедем? Где будем брать билеты? Детям среднего возраста легче играть небольшими группами: так им легче согласовывать свои действия. Большинство детей средней группы, как уже было сказано, активны только в хорошо известных им играх и ролях. Значительно обогащает содержание игры рассматривание иллюстраций к книгам.
Обучение малоактивных детей планированию игры приучает их более осознанно выбирать тему, представлять линию ее развития, отбирать нужные игрушки. Эти дети чаще всего играют небольшими группками, поэтому в предварительной беседе предоставляется возможность наметить канву действий каждого ребенка. Игра в кукольный театр требует от детей новых умений: нужно уметь четко договориться о ходе игры, когда должен появиться следующий персонаж, с какой стороны, куда он должен уйти. Каждому участнику необходимо следить за всей игрой, уметь подсказать и помочь товарищу. Чтобы привлечь робких детей к театрализованным играм, можно использовать настольный театр. Один ребенок с помощью набора игрушек сможет проиграть все роли. Можно также предложить малоактивным ребятам, уже научившимся управлять фигурками плоскостного театра, показать сказку детям младшей группы. При этом воспитателя младшей группы нужно попросить прийти на помощь «артисту» в случае затруднений. Затем обязательно следует рассказать всей группе об успехе товарища. Итак, активность детей старшей группы в творческих играх выражается в умении самостоятельно выбрать тему игры, роль в ней, заинтересовать товарищей своим замыслом, создать игровую обстановку; она проявляется в целеустремленности детей, их умении преодолеть возникшие в игре трудности, стремлении передать не только действия, но и чувства, отношения героев.
Задача воспитателя в работе с детьми этого возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов; создании условий, побуждающих детей к творчеству. Педагог своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в ней.
Активность в игре детей подготовительной к школе группы сказывается, прежде всего, в том, что они могут самостоятельно наметить сюжетную линию игры и определить роли. Воспитатель в работе с детьми этого возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений. Дети семилетнего возраста, как правило, стремятся по возможности приблизить игровую обстановку к действительности, сделать так, «как по правде бывает». Это свидетельствует о том, что активность их поднялась на новую ступень. Изготовляя пособия для игры, они опираются на имеющиеся у них представления, сравнивают свои поделки с книжными иллюстрациями, критически относятся к работе товарищей, дают друг другу советы. В игре детей привлекают, прежде всего, героические роли, а также роли большой общественной значимости. Маргарита объясняет свой выбор: «Я люблю врачом быть, потому что врач спасает людей, лечит, и они не умирают. Если надо, врач на парашюте с самолета спрыгнуть может, чтобы больному помочь». В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить короткую беседу о прошедшей игре. Вот примерные вопросы к такой беседе: «Подумайте, все ли правильно выполняли свои роли? Что было сделано неверно? Как можно в следующий раз сделать лучше?
Игровые интересы детей седьмого года жизни очень разнообразны, поэтому воспитатель не должен вынуждать всех детей принимать участие только в одной игре. Хорошо, когда возникает несколько групп играющих, которые время от времени включаются в общую игру. Например, часть детей играет в школу, другая — в строительство корабля, третья — в магазин, четвертая - в семью. По окончании постройки корабля объявляется посадка на судно. Обычно большинство детей принимает это предложение: школьники едут на экскурсию, работники магазина — за новыми продуктами, члены семьи — в гости и т. д. В такой игре удовлетворяются и индивидуальные интересы, большинству детей предоставляется возможность выступить в главных ролях, самостоятельно раскрыть свой замысел, включиться в игру товарищей, а потом выйти из игры, не нарушая ее хода. Одновременно дети переживают радость от общей игры. Общность интересов, переживаний сближает их.
Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, педагог может развить это качество личности у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.
Активность — сложное качество личности, и, как мы видели, она воспитывается постепенно. Воспитание активности детей в творческой игре неразрывно связано с воспитанием целеустремленности.