ромашкина ирина
Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других людей, начинает различать эмоциональные состояния и изображать их в игре, сопереживает литературным героям. Этому способствуют разные виды деятельности и прежде всего общение со взрослыми и сверстниками. Какие эмоции доступны для понимания младшим дошкольникам и как их развивать, читайте в данной статье.
Публикация «Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, – развитие эмоционального интеллекта дошкольника1.
Основной компонент эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности первого компонента.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:
• обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;
• определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.
Организуем работу в трех направлениях
Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:
• каждую эмоцию человек обозначает словами;
• эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
• эмоция возникает в конкретной ситуации.
Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации.
Так, во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще один подходящий оттенок эмоции.
Другой способ: педагог побуждает детей вспомнить события, которые вызвали эмоциональные переживания (праздник, мультфильм, поездку на экскурсию и т. д.). Спрашивает, что они чувствовали. Затем сам рассказывает о своих переживаниях.
Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека :
• по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
• пантомимике (движениям частей тела);
• жестам (движениям рук);
• интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж, испытывающий эмоцию. Так, во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.
Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.
Рассматривая вместе с детьми фотографии, рисунки, картины, педагог спрашивает, что чувствуют персонажи. Одновременно он показывает схематические изображения разных эмоций. Важно, чтобы схемы эмоций ребенок увидел только после того, как накопит большой опыт их восприятия в реальных ситуациях. Обобщение должно идти от реального жизненного опыта к схеме.
Если схема предъявляется раньше, она не выполнит своих функций и даже может помешать естественной схематизации, естественному обобщению ребенком проявления эмоциональной экспрессии у людей. Поэтому педагог создает условия для того, чтобы дошкольник обратил внимание на экспрессию другого человека, связал ее с конкретным словом, обозначающим эмоцию.
Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.
В педагогической практике существуют три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций :
• знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
• формировать осознание собственного опыта;
• знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.
В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему.
В сказках немного слов, обозначающих эмоции. Сюжеты строятся на описании экспрессивных действий. Но об эмоциях персонажей читатель может догадаться.
В сказочных повествованиях разные персонажи в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.
Например: в сказке «Лиса и заяц» собака и медведь испугались лисы, а петушок не испугался; в сказке «Пых» старик и старуха испугались ежика, а внучка не испугалась.
Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.
Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.
Используем обоснованные теории эмоций
Существует несколько теорий эмоций человека. Теория Джеймса говорит, что эмоций много, поэтому много слов, обозначающих различные эмоциональные переживания.
Это разные по своей силе переживания. Если записать все слова, обозначающие оттенки эмоций, получится бесконечное множество человеческих переживаний. Но педагогу на практике удобнее работать с системой, представляющей группы сходных эмоций. Для этого он может опираться на экспериментально обоснованную теорию Кэролла Изарда.
Американский психолог выделяет 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и словесному выражению. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной или базовой эмоции. Словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки базовой эмоции по нейрофизиологии и экспрессии.
Изард отмечает, что человек может испытывать одновременно несколько эмоций.
Эмоциональных оттенков множество. Но чтобы работа по развитию понимания эмоций была конечной и обоснованной, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций.
В период дошкольного детства ребенок открывает для себя эти эмоции под влиянием социальной среды, в которой находится. В младенческий период он переживает физический комфорт или дискомфорт (грубую эмоциональную дифференциацию на «приятно-неприятно», а также комплекс оживления, в котором двигательно демонстрирует эмоцию радости матери. Со временем ребенок накапливает более широкий и богатый эмоциональный мир.
Эмоции в различных оттенках открываются дошкольнику постепенно и в определенном порядке. Из 10 фундаментальных эмоций к концу дошкольного возраста ребенок открывает 9 в разной степени и оттенках. Эмоция вины возникает в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и подросток четко осознает отступление своего поступка от социальных норм.
Эмоция стыда только зарождается в дошкольном возрасте.
Работаем с фундаментальными эмоциями детей 3–4 лет
Зона ближайшего развития в сфере эмоций для детей младшего дошкольного возраста – эмоции радости, грусти и злости (гнева). Несмотря на то что все остальные эмоции в различных своих оттенках присутствуют в окружающем ребенка социальном мире, у него формируется готовность к полноценному открытию только этих эмоций. Он может понять смысл слов, обозначающих эти эмоции и их оттенки, экспрессию и смысл тех ситуаций, которые их вызвали.
Употребляя слова, которые обозначают различные оттенки эмоции злости, следует иметь в виду следующее. С эмоцией злости (именно это слово) дети чаще знакомятся в образе злого волшебника, змея, т. е. злого персонажа. Бывает, что и обычные люди, персонажи историй испытывают подобную эмоцию, но тогда это ее оттенок, который выражается словом «рассердился», и именно это слово мы используем.
«Злой» и «сердитый» – разные оттенки одной эмоции : «злой» подразумевает постоянство этой эмоции, «сердитость» – сиюминутность, ситуационность, которая чем-то вызвана. Мы употребляем и слово «гнев» тогда, когда речь идет о справедливом возмущении, негодовании, вызванных неправильным поступком, например обманом.
Только после того, как слова, обозначающие оттенки этих эмоций, «помещены, внедрены» взрослым в словарь ребенка, можно задавать ему вопросы, требующие употребления этих слов. В младшей группе акцент делается на «внедрении».
Знакомя дошкольников с экспрессивным выражением эмоций, педагог просит их понаблюдать за другими людьми, когда они демонстрируют радость, злость или грусть Также он рассматривает с детьми фотографии, рисунки, картины, на которых персонажи испытывают эти эмоции.
Использовать схематическое обозначение эмоций преждевременно и даже вредно в данном возрасте. Ребенок 3–4 лет должен накопить багаж образного опыта понимания, как эти эмоции выражаются.
С ситуациями возникновения эмоций педагог знакомит дошкольников на примере детской литературы и во время бесед непосредственно после какого-либо эмоционального события.
Игра «Назови себя»
Дети по очереди называют свое имя и рассказывают, с чем они любят играть. Например: «Я – лисенок Саша. Я люблю играть с машинкой».
Воспитатель: Когда папа лис уходил за добычей, мама выводила лисят на поляну. Там они весело резвились, радуясь первым солнечным лучам, первым травинкам, листочкам и подснежникам.
Физкультминутка
Под аудиозапись песни В. Шаинского «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками» воспитатель предлагает детям выполнить танцевальные движения по показу: лисята радуются первым солнечным лучам, первым травинкам, листочкам и подснежникам. Дети выполняют танцевальные движения и демонстрируют радость, веселье.
Воспитатель: Настроение у вас хорошее, вы чувствуете радость, вам весело. А чему лисята радовались, когда резвились на полянке?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Однажды мама лиса повела лисят гулять по лесным тропинкам. Шли они, шли, подснежники собирали.
Упражнение «Собери подснежники»
Дети вместе с воспитателем двигаются по дорожке, выложенной на ковре из массажных ковриков, и собирают подснежники – искусственные цветы.
Воспитатель: Далеко в лес зашли лисята и набрели на избушку.
(Дети подходят к макету избушки.)
Воспитатель: Видят, у крылечка сидит грустная бабушка. Ребята, покажите, как грустила бабушка.
(Около избушки – кукла-бабушка. Голова у куклы опущена вниз. Дети показывают мимикой и пантомимикой эмоцию грусти.)
Воспитатель: «Бабушка, почему ты такая грустная?», – спросила мама лиса.
Бабушка (жалобно) : Старенькая я стала, совсем одна осталась, целыми днями сижу у крылечка, поговорить мне не с кем. Цветочки-то у вас какие красивые! А вот у меня ножки болят, не могу я по лесу ходить и таких нарвать.
Воспитатель: Лисятам тоже стало грустно. Покажите, как лисятам грустно.
(Дети показывают эмоцию грусти.)
Воспитатель: А вам жалко бабушку? Давайте ее пожалеем.
(Дети гладят куклу по голове, обнимают ее.)
Воспитатель: А чем мы можем помочь бабушке? Лисята, может, подарим бабушке наши подснежники и будем чаще ее навещать, чтобы ей не было скучно и грустно?
(Дети дарят бабушке цветы и идут дальше.)
Воспитатель: Пошли лисята дальше. Шли они, шли, вдруг услышали сердитое рычание. Из-за куста вышел медведь. (Берет игрушку медведя.)
Медведь (сердитым голосом) : Кто это по лесу идет, шумит да хохочет, спать мне мешает?
Воспитатель: Мама лиса отвечает: «Ах, Мишка, пугаешь ты нас своим сердитым рычанием. Прости нас, что мы шумели, мешали тебе спать и разбудили. Да ведь весна пришла. Вся природа просыпается. И тебе пора просыпаться! Давай вместе с нами встретим весну веселой игрой!»
Подвижная игра «Мишка-лежебока»
Дети становятся в круг, медведь в центре круга. Воспитанники идут по кругу и произносят слова. Затем разбегаются врассыпную, медведь их догоняет.
Дети:
Мишка, мишка-лежебока, хватит спать, хватит спать.
Мы хотим с тобою, Мишка, поиграть, поиграть.
Ты веселых ребятишек догоняй, догоняй.
Бурый мишка, бурый мишка, нас поймай, нас поймай.
Медведь: Спасибо, лисята, что разбудили меня, а то я так и проспал бы всю весну…
Воспитатель: Сказал медведь, попрощался с лисятами и ушел. Вот так и жила рыжая семья. Лисята подрастали, становились крепкими, самостоятельными, со всеми лесными жителями дружили и горя не знали. Покажите, какими большими стали лисята.
(Дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх.)
Воспитатель: А как они дружили с лесными жителями?
(Дети обнимают друг друга.)
Воспитатель: Тут и сказке конец.
Обобщение и закрепление понимания эмоций по экспрессии (на картинках)
(Воспитатель предлагает детям снять маски и подойти к столу, на котором лежат картинки (фотографии) с изображением эмоций у людей : злость (сердитость, радость, грусть.)
Воспитатель: Ребята, когда вы танцевали на полянке, какие вы были? Покажите на картинке.
(Дети выбирают картинку с изображением радостного человека.)
Воспитатель: А когда бабушка рассказывала вам свою грустную историю, какие вы были?
(Дети выбирают картинку с изображением грустного человека.)
Воспитатель: А когда медведь рычал и сердился?
(Дети выбирают картинку с изображением сердитого человека.)
Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. Но совсем скоро мы отправимся в еще одно сказочное путешествие.