Елена Иванова
Как развивать мелкую моторику у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это способность управлять мелкими предметами и выполнять более точные действия.
Мелкая моторика начинается у детей в раннем возрасте, когда они учатся держать игрушку. Сначала развиваются движения пальцев и кисти, а затем формируется формирование речи. Мелкая моторика развивается за счет воздействия нервного окончания на мозговые отделы, отвечающие за речь и моторику. Мелкая моторика влияет на формирование психических процессов: памяти, воображения, мышления, воображения, воображения.
Публикация «Как развивать мелкую моторику у ребенка» размещена в разделах
Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большую роль в данном вопросе играют взрослые, которые вовлекают ребёнка в разные виды деятельности, развивают его целенаправленно и планомерно. Эта гипотеза впервые выдвинул русский ученый Иван Михайлович Сеченов. Позднее другие врачи, ученые, педагоги,и другие специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение.
Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей мелкая моторика означает становление основных умений и навыков.
1. Речь ребенка формируется, что позволяет комфортно пребывать в коллективе.
2. Развиваются навыки различных движений. Ребенок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
3. Закрепляются навыки самообслуживания.
4. Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
5. Формируется готовность к обучения в школе в связи с всеми вышеуказанными факторами.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
1. Складывание игрушек. Ставим перед ребёнком прозрачную ёмкость и отдельно кладём мелкие игрушки. Предлагаем сложить в емкость игрушки правой рукой. Затем высыпаем их обратно, и просим повторить те же действия левой рукой.
2. Игры с крупой. В одной ёмкости смешиваем два вида круп, например, рис и гречу. Необходимо, чтобы ребёнок разложил эти крупы по разным контейнерам. Можно усложнить игру, добавив в смесь из круп другие мелкие предметы, например, бусинки, пуговки, камешки.
3. Упражнение на разрывание листа бумаги. Предварительно на листе бумаги чертим произвольные линии. Предлагаем ребёнку разорвать руками бумагу точно по нарисованным линиям. Можно усложнить задание, изобразив геометрические фигуры.
4. Упражнение на перелистывание страниц. По мере взросления ребёнка вместо разрывания листа бумаги можно предложить листать страницы любимой книги. Это упражнение также способствует ранней заинтересованности ребёнка к чтению литературы.
5. Разглаживание смятого листа бумаги. Кладём перед ребёнком смятый лист бумаги и предлагаем разгладить его настолько, чтобы не осталось ни одного согнутого уголочка. Можно усложнить упражнение, предложив выполнить его одной рукой, при этом придерживая лист большим пальцем.
6. Игры с кубиками. Даём задание собрать разнообразные фигуры из кубиков: башню, домик, машинку и т. д. Также для этих игр подойдут кольца от пирамидок. Задания усложняются по мере освоения ребёнком постройки простых фигур.
7. Игры со шнуровками. Возможны в различных вариантах. Это может быть и ненужный ботинок, который можно давать ребёнку зашнуровывать и расшнуровывать. Это может быть и карточка, в которой сделаны отверстия под шнурки. В любом случае действия с этими предметами одинаковы и преследуют одну цель – научить ребёнка самостоятельно справляться со шнурками, так как этот навык пригодится ему в будущем.
8. Упражнения со счетными палочками. Просим выложить на столе геометрические фигуры. Сначала ребёнок выполняет задания по образцу, а затем самостоятельно по словесным указаниям. Дополнительный плюс этого упражнения – формирование элементарных математических представлений.
9. Игры с крышками. Здесь можно предложить различные ёмкости и сосуды с крышками, которые ребёнок будет самостоятельно закручивать и откручивать. А если сказать ребёнку, что без него вам не справиться, вы дадите мотив стать вашим главным помощником.
10. Рисование пальцем на песке. Предложите ребёнку нарисовать поочередно всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает. Взаимодействие с песком к тому же положительно влияет на центральную нервную систему