Ольга Путилова
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд — неотъемлемая часть жизни человека. Благодаря труду создаются как материальные, так и культурные ценности.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать у детей любовь и уважение к труду. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом процессе сложно переоценить.
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
В детском саду трудовое воспитание является одной из ключевых задач. Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания ребёнка в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь детей, дарит радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает радость преодоления трудностей, открывает новые грани окружающего мира и пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Цели и задачи трудового воспитания
Основная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста — сформировать у них положительное отношение к труду и научить выполнять посильные трудовые действия, учитывая возрастные особенности.
Приучать детей к труду нужно с раннего возраста.
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не такие обширные, как в старшем, но не менее важные. От того, сможет ли воспитатель привить малышам третьего и четвёртого года жизни любовь и уважение к труду, зависит их отношение к этой важной составляющей человеческой деятельности в будущем.
Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе детского сада :
Знакомить детей с профессиями людей, которых они видят в повседневной жизни и в ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
В первой младшей группе детям дают общую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые и прочные большие дома, чтобы в них жили люди».
Знания, которые доступны детям четвёртого года жизни, преподносят более подробно и глубоко. Можно показывать связь между профессиями и называть инструменты и материалы, которые используют работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель привёз на своей машине много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и многое другое»).
Формировать навыки ухода за собой, поддержания чистоты и опрятности.
Ребёнок третьего года жизни учится мыть руки с мылом и пользоваться полотенцем и носовым платком с помощью взрослого.
Ребёнок второго младшего возраста может рассматривать себя в зеркале, проверять свою одежду и вытирать нос платочком, рот после еды салфеткой, застёгивать молнию на одежде и пуговицы. Если у него возникают трудности, он должен уметь обратиться к взрослому с просьбой, используя вежливые слова.
Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помогать и поддерживать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще выполнить определённую работу (например, полить цветы или расставить детали аппликации, но если они откажут ребёнку в его стремлении сделать что-то самостоятельно, то рискуют навсегда погасить в нём интерес к труду.
В течение дня возникает множество ситуаций, в которых даже самых маленьких детей можно привлечь к несложным трудовым действиям, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (например, поставить игрушку на место или сложить одежду на стульчик или в шкаф, поднять упавший мусор и т. д.).
Стремление ребёнка к чистоте и порядку достойно похвалы.
Формировать у детей представление о необходимости и важности труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы («Если мы не польём цветок, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей группе станет чисто и красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются и похвалят нас»).
Психологические особенности детей третьего и четвёртого года жизни таковы, что они не могут долго удерживать в памяти события, поэтому не стоит рассказывать им о результатах труда, которые произойдут в будущем («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети просто забудут об этом. Лучше разбить такие «долгосрочные проекты» на этапы и сообщать детям о результатах по мере их достижения. Перед посадкой можно сказать: «Сегодня мы посадим лук, польём его, и он вырастет зелёным и пышным». После появления зелени можно сказать: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом, дети увидят пользу своего труда и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении заданий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность и бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного сотрудничества с их семьями. Поэтому воспитателю необходимо разработать комплекс мероприятий для работы с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали ребёнка к самостоятельности и труду.