Департамент труда и социальной защиты
Как развить речь ребенка через движение. Советы специалистов Центра «Юнона»
▼ Скачать + Заказать документы
Как развить речь ребенка через движение. Советы специалистов Центра
2243370-11
Некоторые родители считают, что речь ребенка формируется сама по себе и не нужно прикладывать для этого никаких дополнительных усилий. Но это не так. Специалисты настаивают, что большое влияние на общее развитие малыша, в том числе и на речь, оказывает уровень его двигательной активности. Поэтому так важно с первых месяцев жизни ребенка уделять особое внимание крупной и мелкой моторике. О том, как связаны речь и движение и как с помощью упражнений и подвижных игр помочь ребенку освоить навыки общения, рассказывают специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Юнона».
Темочки:
Вопреки представлениям многих родителей, развитие речи у ребенка начинается не с первого слова, а с первого крика при рождении. Понимание речи тоже развивается раньше, чем малыш начинает говорить. Через звуки у него накапливаются знания об окружающем мире: музыка, шелест листьев, шум дождя, пенье птиц и т. д. И из этого многообразия детское ушко постепенно учится вычленять человеческую речь.
«Читайте детям прибаутки, потешки, поговорки, пословицы, скороговорки. Развивайте у ребенка слуховое восприятие, это поможет ему улавливать и различать множество звуков и понимать их происхождение. Простые упражнения с мячом («Покатай», куклой («Покачай», мишкой («Потанцуй») помогают ребенку в развитии слухового внимания и координации движений, что впоследствии будет благотворно сказываться на речи малыша»,- говорит воспитатель Центра Елена Тонконоженко.
Активные игры – основа формирования речи. Родителям следует поддерживать и развивать двигательную активность ребенка. Учить ребенка основным видам движения – ходьбе, бегу, можно, например, сочетая упражнения с речевыми подсказками. В таких случаях ритм речи помогает сохранить ритмичность движения и наоборот.
Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения ребенка, развивают слуховое, зрительное, пространственное восприятие. Например, использование стихов при выполнении физических упражнений помогает ребенку четче двигаться, формирует ритм дыхания, развивает слух и память. Дети вообще очень хорошо откликаются на стихотворную форму, она вызывает у них эмоциональный подъем, а положительные эмоции обеспечивают эффективность занятий.
Секрет развития ребенка – на кончиках его пальцев
«Ученые доказали, что между мелкой моторикой, речью и мышлением ребенка есть тесная связь. А значит, любые формы стимулирования моторики – массаж пальцев и ладоней, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, лепка, рисование – очень важны для полноценного развития малыша», - отмечает педагог.
Для развития общей моторики существует множество игр и упражнений. Повороты и наклоны, хождение на носочках и пяточках, махи, приседания, подскоки учат ребенка контролировать свое тело. Игры со скакалкой, упражнения на метание и попадание в цель помогают развить внимание и глазомер. Танцы, езда на велосипеде, самокате, роликах способствуют укреплению мышц.
«Между физической и интеллектуальной деятельностью есть особая взаимосвязь. Дефицит физической активности может привести ребенка к апатии и нежеланию заниматься умственным трудом, спровоцировать снижение работоспособности, ослабить память и внимание», - комментирует Елена Тонконоженко.
Важно помнить, что двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному развитию их речи!
Играя с ребенком в пальчиковые и артикуляционные игры, вы таким образом подготавливаете его ручку к более тонким и сложным движениям, которые в дальнейшем помогут успешно овладеть письмом. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность, способность сосредотачиваться, воображение и фантазия. Кроме того, такие игры помогают взрослым установить более тесный эмоциональный контакт с малышом и приносят радость и родителям, и детям.
«Двигательные упражнения, ритмические упражнения с использованием музыки и стихов формируют и развивают у ребенка чувства темпа, ритма, мелодику, дыхание, голосообразование и артикуляцию. Помогают формированию речи, облегчают общение с другими людьми, тем самым влияя на характер и поведение. Малыш становится увереннее и активнее», -убеждена воспитатель.