Папки-передвижки

Консультация «Как разговорить маленького молчуна»

Ирина Новикова
Консультация «Как разговорить маленького молчуна»
▼ Скачать + Заказать документы

Как разговорить маленького молчуна

Подготовила консультацию : Новикова Ирина Анатольевна,

учитель –логопед МБДОУ № 69 ,

г. Магадан

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Стоит ли откладывать формирование связной речи на потом? Ждать, что речь появиться сама? Как правильно строить беседы с неразговорчивым малышом? Обращать ли внимание на жесты и как на их реагировать?

Публикация «Консультация „Как разговорить маленького молчуна“» размещена в разделах

Здесь вы сможете найти ответы на эти и многие другие вопросы по данной теме. Всем заинтересованным родителям, будет интересно ознакомиться и взять для себя простые и эффективные приемы, которые помогут разговорить даже самого несговорчивого молчуна.

Хочется отметить, что речь малыша нужно развивать с самого рождения, а не ждать удобного случая или, что он заговорит сам. У каждого ребенка время начала формирования навыка разговорной речи разное, но есть определенные нормы, отставание в которых требует повода задуматься и обратиться за помощью к специалисту (дефектологу или логопеду).

Приемы, которые помогут справиться

с молчанием ребенка

Прием 1. Правильное отношение к соске в младенческом возрасте.

Отмечено, что ребенок, который длительно сосет соску (до нескольких часов в день) и использование ее затягивается до нескольких лет, позже начинает говорить. Это связано с тем, что сосание соски ослабляет мышцы языка, губ, а также может быть причиной формирования неправильного прикуса.

Прием 2. Постоянные беседы.

Начиная с младенчества разговаривайте со своим малышом правильно, не искажая слов. Называйте все, что видите на улице, в книге, в окне, озвучивайте все движения свои и ребенка, эмоции, настроение. Говорите с ребенком простым понятным языком, не запугивайте слишком длинными и сложными словами. Все новые слова старайтесь объяснить, перевести на доступный язык, и главное говорите четко, правильно и не спеша. Если ребенок совсем не разговаривает сделайте так, чтобы при беседах он видел ваши губы, вашу артикуляцию, мимику. Кроме речи будет полезно подключить и невербальные средства общения (мимика, жесты, эмоциональная окрашенность).

Прием 3. Занимайтесь весело

Основной вид деятельности детей это игра. Поэтому играйте со своим малышом и в речевые игры, в том числе. Развитие речи можно сделать занимательным действом, а не скучными лекциями. Это подвижные словесные игры, игры в прятки (прятать карточки с картинками и просить малыша найти, дидактические веселые игры. Во время речевых занятий можно прыгать, бегать, работать руками, раскрашивать, рисовать, нанизывать бусы и много еще чего. Главное в движении и весело, это принесет намного больше пользы, чем неподвижное «обучении за столом».

А еще чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках! Тактильный контакт очень благотворно влияет на речевое развитие ребенка: расслабляет его, придает чувство уверенности, доставляет массу удовольствия и помогает научить выражать свои чувства.

Прием 4. Упражнения для языка. Артикуляционная гимнастика– это упражнения для языка, губ, щек, мягкого неба. Делая такую зарядку регулярно и ежедневно, вы поможете малышу и ускорите процесс речи. Учителя-дефектологи ежедневно используют в своей работе соответствующие комплексы упражнений. Но если ваш малыш еще очень мал и вы не посещаете специалиста или самостоятельно хотите заниматься со своим ребенком, то почему бы и нет. Комплексы упражнений вы сможете найти здесь, а также придумать свои веселые задания для дыхания и укрепления языка, щек (надувать и втягивать щеки, слизывать молоко с губ или невидимое варенье, загонять ватный шарик в ворота, цокать язычком, как лошадка и многое другое).

Прием 5. Игра в «Повторяшки»

Повторяйте за малышом все простые слова и слоги, которые он уже произносит, или просто звуки, если слов еще нет. «Аааа», «Да-да», дополняйте его, вовлекайтесь в его речь, побудьте временно на его уровне, добавляйте свои слоги – это весело. Малыш незаметно со своих слогов перейдет на ваши, а далее медленными шагами и до слов недалеко.

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например: «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома –отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком — это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»

Прием 6. Развитие мелкой моторики.

В головном мозге центры, отвечающие за речь находятся рядом с зонами двигательной активности пальцев рук. Стимулируя один центр развивается и второй. Нанизывание бус на веревочки, складывание конструкторов, мелкого строительного материала, массажные мячи, игры с песком и водой, игры с природным материалом (перебери крупу, выложи узор из камешков и т. д., все это разовьет речь ребенка, т. к. стимулирует нервные окончания на пальцах и ладошках.

Также играйте в речевую пальчиковую гимнастику. Это рассказывание веселого стихотворения или потешки и одновременное выполнение движений пальцами рук в соответствии с текстом. Например, известная потешка «Сорока-ворона» и многие другие упражнения для пальчиков.

Прием 7. Чтение книг.

Не отказывайте малышу в этом удовольствии и способе познания окружающего мира. Красочные иллюстрированные книги всегда привлекут внимание и разовьют речь ребенка. Читайте малышу каждый день, при любой возможности, рассматривайте иллюстрации, спрашивайте, что нарисовано, просите показать детали картинки.

Новые слова и постоянное речевое сопровождение разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Прием 8. Пойте, не стесняйтесь!

В наше время песни мы слышим повсеместно, это и телевидение, и радио, и конечно же, компьютер. Кроме хорошего настроения пение принесет массу пользы: развитие дыхания, развитие артикуляции, а главное — стимуляция речевой деятельности. Во время пения ребенок больше расслабляется, раскрепощается и снимает напряжение. Пусть он поет даже отдельные звуки, но с хорошим настроением. Это создаст благоприятную среду для стимуляции речевого аппарата. Поэтому скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! А вы подпевайте ему.

Прием 9. Ограничьте компьютер и телевизор!

Во время игр в компьютере и просмотра мультфильмов речь ребенка не задействована. Это смена картинок с искаженным речевым сопровождением. Ребенку нужна чистая, четкая, правильная речь и активное вовлечение в беседу, а не пассивный просмотр. Шумовой фон телевизора также мешает малышу слышать вашу речь, поэтому, общаясь с ребенком, убирайте гаджеты.

Прием 10. Будьте находчивыми!

Читайте ребенку много и часто. После того, как ребенок усвоит сказку, стихотворение или любой интересный речевой материал начинайте переставлять слова или заменять их другими. Например, «Посадил дед …помидор». Ребенок будет исправлять вас, вот увидите!

Прием 11. Говорите с ребенком правильно!

Все маленькие дети упрощают свою речь. Говорят так, как им легче или как могут. Это умиляет любящим родителям и они порой, сами того не замечая, переходят на речь ребенка «ам», «пи-пи», «бибика», «кука». Делать этого категорически нельзя! Иначе, как ребенок услышит правильное название этого предмета или действия, если он его не слышит. Повторяйте за малышом его слова, но употребляйте правильно («бибика» — да, это машинка).

И никаких «Скажи» и «Повтори», иначе ребенок может наотрез отказаться от речи.

Вопросы задавайте ненавязчиво, играя. Если малыш не пошел на контакт, то через время самой ответить на вопрос, тем самым показывая образец правильной речи. Не срывайтесь на ребенка, требуя немедленного ответа, будьте терпеливее и постепенно он заговорит.

Прием 12. Стимулируйте речь, не понимайте жесты!

Кто как не мама понимает своего малыша с одного взгляды и жеста. Но этим вы не помогаете ему развивать свою речь. Зачем говорить, если мама и так все понимает. Если ваш малыш что-то просит и привычно показывает пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Постарайтесь дать ему возможность высказаться, стимулируйте к диалогу. Это могут быть наводящие вопросы, подсказки на выбор (ты хочешь машинку или собачку). Не давайте сразу желаемое и не бегите по первому жесту. Доводить ребенка до слез не стоит, сотрудничайте с ним, но привлекая к речи.

При каждой попытке сказать слово поддержите малыша, похвалите. И постоянно озвучивайте жесты, это нужно делать до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

Прием 13. Будьте внимательным слушателем.

Участвуйте с интересом в познавательной жизни ребенка. Слушайте все, что он говорит, хвалите за каждое слово, фразу, короткий рассказ. Задавайте вопросы и искренне удивляйтесь чему то новому, что малыш хочет поведать. Будьте внимательным и участливым слушателем, а не посторонним зрителем. Стимулируйте рассказывать обо всем, что произошло, но не настойчиво, а в игровой форме и ласково. Иначе можете вызвать ответную реакцию и ребенок будет отказываться идти на контакт.

Не уставайте разговаривать с ребенком, исключите по возможности просмотр телевизора и компьютера. Малышу нужно живое полноценное общение, правильная доброжелательная речь взрослых, внимание и забота. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Большая книга маленького пешехода»Дидактическое пособие «Большая книга маленького пешехода» Ковробук "Большая книга маленького пешехода"оформлен в виде книги. В ней находятся страницы, которые скреплены с помощью переплёта шнурков,.

Фото отчет о празднике «Для маленького человека лучший друг — библиотека»Фото отчет о празднике «Для маленького человека лучший друг — библиотека» Фото отчет о проведении праздника «Для маленького человека лучший друг библиотека» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины.

Фотоотчёт о съёмке фильма «Новые приключения Маленького Принца»Фотоотчёт о съёмке фильма «Новые приключения Маленького Принца» "Новые приключения Маленького Принца" В ноябре к нам в гости прилетел Маленький Принц со своей подругой Розочкой. Он путешествовал по многим.

Конспект занятия по ПДД «Зебра для маленького пешехода» для средней группыКонспект занятия по ПДД «Зебра для маленького пешехода» для средней группы Конспект по ПДД «Зебра для маленького пешехода» для средней группы. Цель: Дать детям знания о пешеходном переходе - зебре Задачи: 1. Учить.

Лэпбук «Большие права маленького ребенка»Лэпбук «Большие права маленького ребенка» "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы"-констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Они самое.

НОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулкеНОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулке Цель. - Продолжать знакомить детей с грибами (из каких частей состоит гриб, название съедобных и несъедобных грибов); - Рассказать об.

Проект «Безопасность маленького пешехода» в средней группеПроект «Безопасность маленького пешехода» в средней группе Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге. Тематика проекта: информационный.

Сценарий выпускного бала «В гостях у Маленького Принца» Выпускной бал. МБДОУ ДС «Машенька» 2018 1 Вед. Звучите, фанфары! И трубы трубите! На праздник весёлый спешит детвора. Сегодня мы в школу.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Сказка про маленького гномика и большого великана Около быстрой реки стояла высокая гора. В этой горе жили маленький гномик и большой великан. Великан был такой огромный, что его боялись.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как разговорить маленького молчуна»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 11:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как разговорить маленького молчуна»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД