Ольга Владимировна
Консультация «Как работать с поколением Z?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ была создана в 1991 г. Н. Хоувом и В. Штраусом.
Принадлежность к поколению в Теории Поколений определяется НЕ по году рождения или возрасту, а на основании общих ценностей. Указываемые года являются ориентировочными границами поколений. В один и тот же год, в одной и той же стране могут родиться люди, впоследствии разделяющие очень разные ценности и принадлежащие к разным поколениям.
Для России адаптацию Теории Поколений в 2003-2004г. выполнила команда под руководством Е. Шамис.
Публикация «Консультация „Как работать с поколением Z?“» размещена в разделах
Источники формирования общих ценностей: события в стране, СМИ, дефицит, подходы к воспитанию.
1901-1922 гг. - Поколение “Gl” или Поколение победителей (СТРОИТЕЛИ).
1923-1942гг. - “Молчаливое поколение” (ПОТЕРЯННОЕ).
1943-1964гг. - “Поколение беби-бумеров” (ПОСЛЕВОЕННОЕ/ ПОКОЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВЗРЫВА).
1963-1984гг. - “Поколение X” (ЛЕТЯЩИЕ / ПОКОЛЕНИЕ MTV).
1984-2003гг. - “Поколение Y” или “ Поколение миллениумов” (ПОКОЛЕНИЕ СЕТИ).
2004-2023/2025гг. - “Поколение Z”, “Поколение Хоум - лэндер” или “Поколение национальной безопасности” (ДОМОСЕДЫ/ ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ).
2023-2043ГГ. - “Поколение @”.
Особенности разных поколений.
“Поколение победителей” : трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, доминантность и категоричность суждений.
“Молчаливое поколение” : преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу.
“Беби - бумеры” : оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ комсомольской молодости, масштабные цели.
“Поколение X” : готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая граммотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
“Поколение Y” : гражданский долг, мораль, ответственность, при этом - наивность и умение подчиняться. Стремятся быть эффективными при высокой степени свободы.
“Поколение Z” : образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах - поверхностностью. Креативны. Хорошо ориентируются в моделированных ситуациях, не понимая на практике методов командного взаимодействия. Их мир - это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети.
КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ “ ПОКОЛЕНИЯ Z” ?
ЕСЛИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ: применять новые подходы к обучению, давать большой выбор, обеспечивать постоянную, разнообразную занятость (ребенок сам впоследствии выбирает направление своей деятельности/чем больше нравится заниматься) ; применительно к жизни развитие (с пояснением для чего это нужно. Выстраивание цепочки отдаленных позитивных последствий). Т. к., дети хорошо разбираются в поиске информации, НО наша задача научить поиску хорошей, верной информации. Следует объяснить, для чего, с какой целью транслируют периодически не верную информацию, преследуя негативную выгоду (информационная безопасность). СОДЕЙСТВОВАТЬ детям на уровне с ребенком, а не сверху - основная задача специалистов.
Учитываем их особенности для формирования подхода к успешному обучению:
ПОТРЕБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ: смена форм проведения занятий.
ПОТЕНЦИИ: ОПТИМИЗМ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, РАЗНООБРАЗИЕ, ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ: активные и интерактивные формы занятий, основанные на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи.
СВОЙСТВЕННА ПОДЧИНЕННОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ТРУД, НЕВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЗ ТЕХНИКИ, ПРИ ЭТОМ АБСОЛЮТНОЕ ВЛАДЕНИЕ ЕЮ: среда образовательного общения должна транслировать открытость, взаимодействие участников, возможность взаимной оценки и контроля.
ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЙ, ПОГРУЖЕННЫЙ В РЕАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ПРОБЛЕМУ: круглый стол, мозговой штурм, деловые игры, кейс-анализ.
ВОСПРИНИМАЮТ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕ КАК ЛИДЕРОВ, А КАК ПАРТНЕРОВ: необходимо организовать постоянное взаимодействие друг с другом и организовать обратную связь.
ТЯГА К ТЕХНИКЕ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ: включать в процесс образования такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств.
ПОГЛОЩЕНИЕ В БОЛЬШИХ ОБЪЕМАХ ИНФОРМАЦИИ: включать в списки рекомендуемой литературы ссылки на сайты и электронные книги, являющиеся действительно полезными и ценными источниками знаний.
Гордеева О. В. - психолог
Рекомендуемые источники:
1. Е. Шамис, Е. Никонов “Теория поколений”;
2. Д. Стиллман, И. Стиллман “Поколение Z на работе”