Папки-передвижки

Как психологи столичных центров содействия семейному воспитанию помогают воспитанникам адаптироваться к социуму

Департамент труда и социальной защиты
Как психологи столичных центров содействия семейному воспитанию помогают воспитанникам адаптироваться к социуму
▼ Скачать + Заказать документы

2243370-1595260330 Социальная дезадаптация – это поведение, не соответствующее требованиям общества. Ребенок не может усвоить социальные нормы, ему трудно общаться с другими людьми, найти свое место в обществе. Это проблема актуальная для детей-сирот, в том числе и для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты ЦССВ «Юнона» рассказали, как помогают воспитанникам справиться с этой проблемой.

Когда стать частью общества трудно

Публикация «Как психологи столичных центров содействия семейному воспитанию помогают воспитанникам адаптироваться к социуму» размещена в разделах

«Дезадаптивное поведение нельзя не заметить. Признаки увидит даже не специалист: выраженное асоциальное поведение, ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность. Есть еще психосоматические проявления – скачки давления, учащение пульса, усиленное потоотделение», - рассказывает педагог-психолог Валентина Тимощенко.

Работа психолога начинается с диагностики. Специалисты наблюдают за тем, как ребенок общается, оценивают его уровень конфликтности. Выявляют слабые и сильные стороны личности воспитанника, возможные акцентуации характера, синдром тревожности, агрессивности, нарушения самооценки, неадекватный уровень притязаний. Важен и статус воспитанника в среде сверстников, имеет ли место психологическая изоляция. Если да, то каковы ее причины и какие есть возможные пути преодоления.

Коррекция через творчество

«Один из методов коррекции дезадаптивного поведения детей и подростков – это арт-терапия. Она создает уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека», - считает педагог-психолог.

Методы арт-терапии можно применять с детьми разного возраста и разных особенностей развития. Для кого-то работа с изобразительными материалами носит успокаивающий характер и помогает снять эмоциональное напряжение. Кому-то – отреагировать травматичный опыт и справиться с ним.

«Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счете, разрешаются», - отмечает Валентина Тимощенко.

Кроме того, арт-терапия помогает справиться с негативными эмоциями, «выпустить пар» социально приемлемыми способами. А порой - и выявить скрытый до этого талант воспитанника.

Виды арт-терапии

изотерапия (рисуночная терапия);

библиотерапия;

музыкотерапия,

сказкотерапия,

куклотерапия

телесно-двигательная и т. д. «Выбор методов арт-терапии зависит от особенностей ребенка и поставленных коррекционных задач. Сам изобразительный материал предлагает ребенку определенный возможный набор действий с ним, стимулирует те или иные виды активности», - рассказывает специалист.

Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, специалисты не рекомендуют использовать краски, глину, пластилин, т. е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.). Такая активность может перейти в агрессивное поведение. Зато этим ребятам будут полезны занятия с карандашами и фломастерами. Этим материалы требуют от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия. «Но прежде, чем приступать к занятиям, нужно провести с ними специальные игры и упражнения, позволяющие снять излишнее эмоциональное напряжение, иначе карандаши у них будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага - рваться и т. д.», -отмечает педагог-психолог.

Сыграем в куклы

Куклотерапия также очень полезна для коррекции дезадаптивного поведения. Кукла выступает прообразом внутреннего «Я» ребенка, но при этом является самостоятельной субличностью, за действия и поступки которой он не несет ответственности.

В кукольном театре ребенок защищен от зрителей ширмой, которая позволяет ему скрыть свое смущение и неуверенность. Это метод может психологу немало диагностической информации о характере взаимоотношений ребенка, предпочитаемом стиле общения, индивидуальных способах поведения в конфликтных ситуациях.

«При проведении занятий по коррекции дезадаптивного поведения необходима совместная работа психолога, логопеда, музыкального руководителя и воспитателя дополнительного образования. Детский возраст - период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в преодолении его возникают определенные сложности», - говорит Валентина Тимощенко.

Но детская психика пластична, и правильно подобранная коррекция, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь ребенку избавиться от своих проблем.

В ЦССВ психолог не только работает непосредственно с воспитанниками, но и консультирует педагогов и воспитателей. Это помогает взрослым лучше понять особенности детей и скорректировать свои педагогические действия. Психолог должен помочь взрослым определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать, а какие – развивать. Помочь взрослым изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Публикации по теме:

Бигуди помогают развивать мелкую моторикуБигуди помогают развивать мелкую моторику Доброе время суток,дорогие коллеги,друзья,гости моей странички. Рада нашей встрече. Уже давно заметила,что дети младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе» «Как помочь будущему первокласснику адаптировать к школе» Практически все дошколята хотят идти в школу, получать 5-ки, хотят стать взрослыми.

Как мультфильмы помогают детям в изобразительной деятельностиКак мультфильмы помогают детям в изобразительной деятельности Вот и наступило время, когда в тематике работ по изобразительной деятельности дошколят зазвучала тема зимы. Так получилось, что две недели.

Фотоотчет «Как нам мамы помогают!»Фотоотчет «Как нам мамы помогают!» Уважаемые коллеги! В наши дни, когда у родителей каждая минута на счету, когда они с утра до ночи заняты, нам отрадно, что есть такие родители,.

Как растения помогают освоить азы математики "Как растения помогают освоить азы математики" Задачи в интеграции: -Учить рассматривать растения в определенной последовательности; -формировать.

Концертная программа «Логопеды и психологи всем нужны!» «Концерт поздравительный – психологов и логопедов» (23.11.2019г) МБДОУ ДС «Машенька» Ведущий. Собрались все в этом зале Мы сегодня неспроста,.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Макеты помогают нам развиваться.Макеты помогают нам развиваться. Во времена компьютерных технологий можно получить полное трехмерное изображение объекта на экране. Но тем немение не снижается актуальность.

Участие в акции «Твори добро» для центров социальной помощиУчастие в акции «Твори добро» для центров социальной помощи В преддверии праздника Международного женского дня 8 марта с дошкольниками подготовительной группы продолжили участие в городской акции.

Зимние постройки для игр и забавы любимым воспитанникам «Семицветика»Зимние постройки для игр и забавы любимым воспитанникам «Семицветика» Зима - замечательное, сказочное время года, любимое всеми малышами!Какая радость для детей - кататься на коньках по блестящему, прозрачному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как психологи столичных центров содействия семейному воспитанию помогают воспитанникам адаптироваться к социуму
Опубликовано: 20 июля 2020 в 18:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как психологи столичных центров содействия семейному воспитанию помогают воспитанникам адаптироваться к социуму» (включая файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД