Ирина Сайфуллина
Как прошла адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ - это сложный процесс приспособления организма к новым жизненным условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Для любого ребенка поступление в детский сад является трудным шагом, жизнь взрослых и детей значительно меняется.
Наблюдение проводилось с сентября по начало ноября 2023г.
Публикация «Как прошла адаптация в детском саду» размещена в разделах
В 1 младшей группе «Солнечные зайчики» проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и группы адаптации. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты с взрослыми и детьми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
Психологи различают три степени адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 15-20 дней.
При средней степени адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Настроение неустойчивое. Эмоциональное состояние нестабильное. Но при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную активность.
Тяжелая степень адаптации происходит более одного месяца и может затянуться до полугода. Длительные и тяжелые заболевания. Активное эмоциональное состояние (плач, крик, либо наоборот тихий плач, подавленность.
Сложности адаптационного периода заключались в том, что некоторые дети были переведены в разные группы
Болезни детей, т. е. неделю в садике, 2 дома. В результате получается двойная адаптация. 1 ребенок не посещает ДОУ
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Общее
количество детей Количество детей группы риска ФОРМЫ адаптации
Легкая степень Средняя
степень Тяжелая степень
17 - 15 2 -
Таким образом:
15 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада. У детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он активно контактирует со взрослыми и детьми.
2 ребенка адаптировались в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. Эмоциональное состояние детей нестабильно. Но при поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.
С тяжелым течением адаптационного периода в этой группе нет детей.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры. Ко всем детям осуществляется индивидуальный подход.
По моим наблюдениям в период адаптации педагоги приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. С воспитателями групп проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. Был налажен контакт с родителями. Было проведено родительское собрание по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» (психологическое просвещение родителей, проведен опрос в Yandex Forms «Как прошла адаптация детей» и познавательное занятие «Сенсорика для детей раннего возраста».
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в ясельной группе детского сада прошла относительно благополучно.
Целью опроса родителей – изучение мнения родителей (законных представителей) по поводу адаптационных процессов воспитанников данной группы. Дата проведения – начало ноября 2023года. Получено ответов от 12 родителей. Было предложено ответить на 7 вопросов.
КАК ПРОШЛА АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ?
- Ребёнок адаптировался полностью 7 53,8 %
- Ребенок утром не хочет идти в детский сад 4 30,8 %
- Ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду 2 15,4 %
КАКИМ БЫЛО ПОВЕДЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПЕРВЫХ ДНЕЙ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА?
- Обычным 8 66,7 %
- Полон впечатлений 2 16,7 %
- Плохо засыпал 2 16,7 %
- Отказывался от еды 0 0
ЧТО ВАС ОСОБЕННО БЕСПОКОИТ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?
- Стал вредничать, капризничать 6 50 %
- Нет проблем 3 25 %
- Нежелание идти в детский сад 2 16,7 %
- Повышенная возбудимость 1 8,3 %
ЗАМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА?
- Больше говорит 4 33,3 %
- Пока не заметили 4 33,3 %
- Стал общаться с ребятами 2 16,7 %
- Стал спокойнее и самостоятельнее 2 16,7 %
УДАЕТСЯ ЛИ ВАМ ДОМА СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ, ПРИБЛИЖЕННЫЙ К РЕЖИМУ В ДЕТСКОМ САДУ?
- Соблюдаем 9 75 %
- Стараемся, хотя это сложно 2 16,7 %
- Дома у нас свой режим 1 8,3 %
ЧТО НА ВАШ ВЗГЛЯД СПОСОБСТВУЕТ БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ?
- Доброе отношение воспитателя к ребенку 10 58,8 %
- Единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей 5 29,4 %
- Соблюдение режима дня в детском саду и дома 2 11,8 %
НРАВЯТСЯ ЛИ РЕБЕНКУ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ,
КОТОРУЮ ОН ПОСЕЩАЕТ?
- Да 7 58,3 %
- НЕТ, если подменный воспитатель 5 41, 7 %
Большинство родителей считают, что ребенок ходит в ДОУ с удовольствием. Для этого в группе созданы все необходимые условия – доброжелательная психологическая атмосфера, наличие развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых и двигательной активности детей. Созданная система работы ДОУ и воспитательно - образовательная деятельность педагога позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей.