Елена Вьюн
Консультация «Как проектировать игровую среду в разных возрастных группах»
Первая младшая группа
Дети 2–3 лет зависят от внешней обстановки. Для них приобретите сюжетообразующие игрушки всех типов: игрушки-персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства. Для группового помещения достаточно 3–4 целостных комплекса игровых материалов. Примеры – в таблице ниже.
Какие комплексы игрушек можно приобрести для младшей группы?
Комплексы и из чего состоят:
Комплекс бытовой тематики: Шкафчик с посудой, кухонная плита, кровати, шкафчики под одежду и прочая мебель для кукол.
Публикация «Консультация „Как проектировать игровую среду в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Домик-теремок: Ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут «жить» игрушки-звери, прятаться и устраивать свой «дом» дети. Здесь же взрослые могут проводить игры с детьми по мотивам сказок.
Комплекс для разнообразных «поездок»: Автобус-каркас с рулем и сиденьями.
Прочие игровые материалы разместите в поле зрения детей. Они должны быть доступны всем дошкольникам. Например, держите материалы на низких стеллажах, в передвижных ящиках на колесиках, в пластмассовых емкостях и т. д.
Научите детей 2–3 лет элементарным действиям по правилу. Пусть малыши одновременно или поочередно выполняют различные одинаковые действия. Используйте в игре мячи, шары с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и т. п. Для игры можете использовать предметы, которые предназначены для развития двигательной активности детей. Каким может быть оснащение младшей группы, смотрите ниже.
Какими предметами оснастить младшую группу ДОО?
Вторая младшая группа
Используйте те же принципы, что и в первой младшей группе, но сюжетообразующие наборы сделайте более мобильными. Предлагайте детям перемещать маркеры игрового пространства, соединять их по смыслу сюжета. Меняйте развивающую среду группы совместно с детьми.
Усложняйте игры дошкольников. Повышайте условность игрушек по параметрам размера и готовности. К игрушкам-маркерам условного пространства добавьте прототипическую ширму. Это может быть «прилавок» многофункционального значения (магазин, аптека, библиотека и пр.). Другой вариант – «транспортное средство» (ширма-автомобиль и пр.).
Добавляйте больше разнообразного материала для физических игр с правилами. Какое оснащение можно предусмотреть во второй младшей группе, смотрите ниже.
Какими предметами оснастить вторую младшую группу ДОО?
Средняя группа
В возрасте 4–5 лет дети пытаются организовать игровую обстановку под свои замыслы. В средней группе игровая среда существенно меняется по сравнению с младшими группами. Разберем, какие игровые материалы понадобятся для средней группы.
Игрушки – предметы оперирования. Используйте игрушки разнообразной тематической направленности. Усильте их условность по параметрам размера и готовности. Увеличьте количество трансформеров, сборно-разборных игрушек.
Игрушки – маркеры условного пространства. Используйте игрушки меньшего размера, но они должны быть реалистичными. Примеры: кукольные дома, мебель, гаражи и фермы средней величины, различные строительные наборы. Используйте условные игрушки. Пусть дети сами придумывают им назначение, фантазируют.
Игрушки – персонажи. Предлагайте дошкольникам игрушки средних и мелких размеров. Это могут быть фигурки зверей и птиц, куклы в разнообразной одежде мальчиков и девочек, кукольные семьи, фигурки-персонажи из сказок и мультфильмов.
Полифункциональные материалы. Увеличьте количество крупных объемных набивных модулей разнообразной формы. Используйте крупный напольный строительный материал. Приобретите, например, кнопочный конструктор «Лего Дупло», деревянные строительные наборы среднего размера.
Предлагайте детям больше игр «на удачу». Важно, чтобы дошкольники научились ориентироваться на выигрыш в игре, состязаться друг с другом. Закупите необходимые материалы для таких шансовых игр.
Какое оснащение можно предусмотреть в средней группе, смотрите ниже.
Чем можно оснастить среднюю группу ДОО?
Старшая и подготовительная группы
Разберем, какой игровой материал понадобится для детей предшкольного возраста.
Игрушки – предметы оперирования. Детям 5–7 лет предлагайте реалистичные игрушки меньшего размера. Хорошо, если эти игрушки дети смогут собирать самостоятельно. К примеру, подойдут:
– реалистичные игрушки-модели (механический подъемный кран, железная дорога, автомобиль и пр.);
– сборные модели (самолеты, яхты и пр.)
– конструкторы «Лего», мелкие игрушки из «Киндер-сюрпризов»;
– игрушки-трансформеры.
Приобретите для детей предметы оперирования, которые будут похожи по облику и размеру на настоящие взрослые вещи. Например, набор дротиков позволит «охотнику» в сюжетной игре реально поупражняться в ловкости. Игрушечная швейная машина поможет девочкам научиться шить.
Игрушки – маркеры условного пространства. Используйте предметы, которые представляют в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Такие макеты можно считать мелкими маркерами условного пространства. Приобретите несколько больших универсальных макетов (кукольный дом, крепость, городской и природный ландшафт). Также понадобятся мелкие материалы разной степени готовности (например, строительные наборы). Отдавайте предпочтение полифункциональным предметам, которые можно использовать в разных видах деятельности.
Игрушки – персонажи. Большое место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Старшие дошкольники любят игры с персонажами. Для этих игр им необходимы предметы оперирования и маркеры пространства. Дети не просто выполняют условные игровые действия, но и строят свой игровой мир, управляют им. Приобретите кукол небольшого размера с разнообразной одеждой, солдатиков, ковбоев, рыцарей, воинов, роботов, различные фигурки животных.
Старшим дошкольникам для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые можно использовать для любой игровой задумки. Это маленькие человеческие фигурки, с условным телом в виде конуса или цилиндра. Голова таких человечков имеет намеченные в общем виде черты лица. Ребенок может приписать этим фигуркам любые роли. Такие игрушки могут использовать как мальчики, так и девочки.
Какое оснащение можно предусмотреть в старших группах, смотрите ниже.
Какие еще игры предлагать старшим дошкольникам?
Детям 5–7 лет необходимы игры на умственную компетенцию. Проводите различные словесные и стратегические игры. Усложняйте материалы для игр «на удачу» и с правилами на ловкость.