МААМ-картинки

Консультация «Как привлечь внимание ребенка к чтению?»

Елена Калягина
Консультация «Как привлечь внимание ребенка к чтению?»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Обучение чтению - это процесс усвоения определенной системы знаний. В основе методик начального обучения чтению лежит аналитико - синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов, уже при чтении.

Публикация «Консультация „Как привлечь внимание ребенка к чтению?“» размещена в разделах

Как привлечь внимание ребенка к чтению?

Все родители разные, одни начинают учить детей чтению уже с двух лет, другие начинают знакомить с буквами к 6 годам. Третьи и вообще не торопятся и оставляют эту задачу учителю начальных классов. Все они по-своему правы. Каждый ребенок индивидуален, нет никаких определенных возрастных ограничений в этом вопросе. Разве только среднестатистические показатели: большинство детей благополучно осваивают чтение к пяти шести годам.

Важным моментом в этом вопросе являются особенности школьной программы: если ребенок, поступая в школу, уже имеет некоторые навыки чтения, ему будет гораздо проще осваивать программу первого класса по всем предметам. Поэтому желательно начинать знакомиться с буквами и слогами в старшем дошкольном возрасте.

Самое важное в обучении чтению — это готовность ребенка обучаться этому навыку. Как можно понять, что ребенок уже готов, что ему это интересно и понравится?

Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом : в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без:

1. сравнительно высокого уровня развития устной речи (сформированности фонетикофонематических процессов, хорошего лексико-грамматического развития, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом);

2. развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики);

3. определенного уровня общего развития ребенка.

Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?

• Выделять часто встречающийся в словах звук;

• Называть слова по определенному фонематическому признаку;

• Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;

• Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава;

В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;

Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;

При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;

• Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;

• Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

• Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;

Система заданий по подготовке к обучению чтению и письму должна быть направлена на развитие умения внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, и в тоже время самостоятельно действовать по его заданию, умение ориентироваться на систему условий поставленной задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных закономерностей, имеющихся в материале.

Заставить научиться, а уж тем более полюбить читать невозможно, как невозможно заставить кушать не любимую кашу, пить молоко с пенкой. Не стоит торопиться развивать ребенка, если он совсем еще не готов. У каждого свой уникальный темп развития, нет ни единой рациональной причины сравнивать с другими, волноваться и пытаться ускорить этот темп.

На начальных этапах, чаще всего ребенок сталкивается со следующими трудностями:

• ошибки при заучивании звуков (когда родители или электронные буквари озвучивают букву как «дэ» вместо «д», например);

• непонимание принципа соединения букв в слоги при чтении;

• при чтении длинных слов начало забывается.

Как помочь ребенку справиться со всеми сложностями и научиться читать так, чтобы это доставляло удовольствие?

1. Разбираться со всем, что ребенку непонятно. Объяснять, рассказывать, показывать, снова тренироваться. Без понимания развивается только механическое чтение. Осознанно и с интересом человек способен читать только то, что понимает.

2. Двигаться от простого к сложному. Не переходить к чтению длинных слов, пока ребенок не начнет уверенно читать слоги из 2-3 букв.

3. Учить читать преимущественно в игровой форме, без принуждения. В начале обучения следует отводить на это не более 15 минут в день.

4. Обязательное чтение книг со взрослыми. Лучшее время для этого — перед сном. Важно, чтобы ребенок выбирал книгу сам, на свой вкус.

5. Похвалы должно быть больше, чем исправлений и критики. Наберитесь терпения и помните: ребенок очень старается, ему нужна поддержка.

6. Мотивировать на обучения примерами из повседневной жизни. Просите ребенка читать названия улиц или магазинов, демонстрируйте важность чтения дома и на улице.

Изучать буквы и слоги через игровую деятельность — наиболее интересный и эффективный способ обучения. Магнитные буквы, буквы из пластилина или картона, рисование и раскрашивание букв и слов — все это поможет быстрее и веселее освоить чтение.

Кроме того, очень полезными будут вербальные игры:

• по пути в сад или на занятия называть слова на ту букву, которую ребенок изучает;

• переворачивать слова наоборот (но-он, то-от и т. д.);

• переводить со звериных языков, добавляя окончания новых слов (с вороньего — «кар»-ман, «кар»-тофель, с козьего — «ме»-шок, «ме»-даль и т. д.).

Можно осваивать навыки чтения и с помощью гаджета. Например, изучить буквы и научиться читать помогут онлайн-занятия на различных детских развивающих сайтах.

К тому же стоит отметить, что существует ограниченная категория детей (5-7%, которая испытывает стойкие затруднения при освоении чтения даже с 7 лет. Таких детей необходимо выявлять как можно раньше и проводить с ними профилактическую и коррекционную работу.

Публикации по теме:

«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей Лето в разгаре. Каждую секунду мы стремимся насладиться солнцем, теплом, природой, свежим воздухом, стараемся выбраться за город в выходные.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?» "Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение "А. П. Чехов Каждый родитель мечтает о том, чтобы их дети.

Консультация для родителей «Как привлечь ребёнка к труду в семье» Очень важно приучать ребёнка помогать родителям, выполнять несложные поручения в семье. Родители будут гордиться, когда ребёнок станет трудолюбивым,.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей «Внимание! Дорога!» Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Воспитание.

Консультация для родителей «Внимание, паводок!»Консультация для родителей «Внимание, паводок!» После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся.

Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как привлечь внимание ребенка к чтению?»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 19:40
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как привлечь внимание ребенка к чтению?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Калягина (УИ 839343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД