Елена Калягина
Консультация «Как привлечь внимание ребенка к чтению?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Обучение чтению - это процесс усвоения определенной системы знаний. В основе методик начального обучения чтению лежит аналитико - синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов, уже при чтении.
Публикация «Консультация „Как привлечь внимание ребенка к чтению?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Как привлечь внимание ребенка к чтению?
Все родители разные, одни начинают учить детей чтению уже с двух лет, другие начинают знакомить с буквами к 6 годам. Третьи и вообще не торопятся и оставляют эту задачу учителю начальных классов. Все они по-своему правы. Каждый ребенок индивидуален, нет никаких определенных возрастных ограничений в этом вопросе. Разве только среднестатистические показатели: большинство детей благополучно осваивают чтение к пяти шести годам.
Важным моментом в этом вопросе являются особенности школьной программы: если ребенок, поступая в школу, уже имеет некоторые навыки чтения, ему будет гораздо проще осваивать программу первого класса по всем предметам. Поэтому желательно начинать знакомиться с буквами и слогами в старшем дошкольном возрасте.
Самое важное в обучении чтению — это готовность ребенка обучаться этому навыку. Как можно понять, что ребенок уже готов, что ему это интересно и понравится?
Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом : в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без:
1. сравнительно высокого уровня развития устной речи (сформированности фонетикофонематических процессов, хорошего лексико-грамматического развития, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом);
2. развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики);
3. определенного уровня общего развития ребенка.
Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?
• Выделять часто встречающийся в словах звук;
• Называть слова по определенному фонематическому признаку;
• Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;
• Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава;
В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;
Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;
При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;
• Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;
• Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
• Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;
Система заданий по подготовке к обучению чтению и письму должна быть направлена на развитие умения внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, и в тоже время самостоятельно действовать по его заданию, умение ориентироваться на систему условий поставленной задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных закономерностей, имеющихся в материале.
Заставить научиться, а уж тем более полюбить читать невозможно, как невозможно заставить кушать не любимую кашу, пить молоко с пенкой. Не стоит торопиться развивать ребенка, если он совсем еще не готов. У каждого свой уникальный темп развития, нет ни единой рациональной причины сравнивать с другими, волноваться и пытаться ускорить этот темп.
На начальных этапах, чаще всего ребенок сталкивается со следующими трудностями:
• ошибки при заучивании звуков (когда родители или электронные буквари озвучивают букву как «дэ» вместо «д», например);
• непонимание принципа соединения букв в слоги при чтении;
• при чтении длинных слов начало забывается.
Как помочь ребенку справиться со всеми сложностями и научиться читать так, чтобы это доставляло удовольствие?
1. Разбираться со всем, что ребенку непонятно. Объяснять, рассказывать, показывать, снова тренироваться. Без понимания развивается только механическое чтение. Осознанно и с интересом человек способен читать только то, что понимает.
2. Двигаться от простого к сложному. Не переходить к чтению длинных слов, пока ребенок не начнет уверенно читать слоги из 2-3 букв.
3. Учить читать преимущественно в игровой форме, без принуждения. В начале обучения следует отводить на это не более 15 минут в день.
4. Обязательное чтение книг со взрослыми. Лучшее время для этого — перед сном. Важно, чтобы ребенок выбирал книгу сам, на свой вкус.
5. Похвалы должно быть больше, чем исправлений и критики. Наберитесь терпения и помните: ребенок очень старается, ему нужна поддержка.
6. Мотивировать на обучения примерами из повседневной жизни. Просите ребенка читать названия улиц или магазинов, демонстрируйте важность чтения дома и на улице.
Изучать буквы и слоги через игровую деятельность — наиболее интересный и эффективный способ обучения. Магнитные буквы, буквы из пластилина или картона, рисование и раскрашивание букв и слов — все это поможет быстрее и веселее освоить чтение.
Кроме того, очень полезными будут вербальные игры:
• по пути в сад или на занятия называть слова на ту букву, которую ребенок изучает;
• переворачивать слова наоборот (но-он, то-от и т. д.);
• переводить со звериных языков, добавляя окончания новых слов (с вороньего — «кар»-ман, «кар»-тофель, с козьего — «ме»-шок, «ме»-даль и т. д.).
Можно осваивать навыки чтения и с помощью гаджета. Например, изучить буквы и научиться читать помогут онлайн-занятия на различных детских развивающих сайтах.
К тому же стоит отметить, что существует ограниченная категория детей (5-7%, которая испытывает стойкие затруднения при освоении чтения даже с 7 лет. Таких детей необходимо выявлять как можно раньше и проводить с ними профилактическую и коррекционную работу.