Наталья Иванова
Как преодолеть трудности поведения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.
2. Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, так избежите необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например, когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, то это усилит его сопротивления. Лучше – похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердится на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.
Публикация «Как преодолеть трудности поведения ребенка» размещена в разделах
3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому». Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки?»
4. Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» - прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоится и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло», на которое вы будите отправлять ребенка в момент обострения ситуации и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» комнату, где много игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье – 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.
5. Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в «тихом кресле». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки – похвала, одобрение, плохие – наказания. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5-6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на тихое кресло.
6. Хвалите ребенка. Похвала – это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать: «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразиться менее понятно – «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.
7. Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите – так же будет делать ваш ребенок. Для дошкольника родители – самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.
8. Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите, и он ответит вам тем же.