Елена Чуднова
Консультация для родителей «Как понять малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Как понять малыша : приёмы которые будут полезны родителям.
Педагог – психолог Чуднова Елена Ивановна.
Начну писать заметку с хорошей мысли Галилео Галилей «Учитель обязан не только знать свой предмет, но понимать детей и находить подход к каждому из них. Только так можно заинтересовать ребёнка, указать на потенциал и раскрыть его таланты» Мне кажется, что здесь ключевое слово «понимать» многие родители приходя в детский сад с жалобой: «Я вообще не понимаю, что у него в голове. Как с ним разговаривать?». Как научиться слышать своего ребёнка и найти с ним общий язык, А ответ прост, просто нужно найти общий язык с ребёнком, нам надо прежде всего научиться его слушать и слышать. Казалось бы, что в этом сложного — «имеющий уши да услышит»! Тогда почему столько проблем?
Публикация «Консультация для родителей „Как понять малыша“» размещена в разделах
Слушать кого либо вообще трудно, а услышать, что он на самом деле хочет до нас донести тем более ребенок, ещё труднее. Но как бы ни было трудно, будем учиться сами и параллельно учить нашего ребёнка общаться и разговаривать. Как это сделать? Для начала выбрать время. Я говорю не о совместном проживание с ребенком, или походе в театр, кино с ним, а о вдумчивой эмоциональной беседе один на один. Да, мы меняем стиль общения: от инструкций и критики переходим к беседе.
Обычно я говорю родителям, что не существует универсальных способов решения той или иной проблемы. Это тот редкий случай, когда есть рецепт, который подходит всем, — лучще слушайте своего малыша! Итак поговорим, какие методы слушания есть: Техник слушания не так много, и ими стоит овладеть.
Итак первая техника активное слушание — это умение не только выслушать, но и понять ребенка, в данном случае нужно, отставить собственные мысли и чувства и посмотрев на все с его позиции с позиции ребенка. Так мы сможем увидеть мир его глазами и ощутить то, что чувствует наш малыш. Активное слушание нужно для того, чтобы понять ребёнка, а не выдвинуть и защитить свою точку зрения.
Следующая техника которая важна нам для того чтобы понять ребенка это зрительный контакт. Обязательно нужно смотреть ребенку в глаза. Когда мы смотрим в глаза ребёнку, он понимает, что мы сосредоточены только на нем, что нам важно и интересно все, что он говорит. Этот контакт помогает преодолеть недоверие, почувствовать близость и, конечно расположить к себе малыша. При этом взгляд должен быть не таким, какой обычно бывает, когда мы критикуем, поучаем или ругаем детей, и не пронизывающим как на допросе у следователя,а очень деликатным и спокойным, чтобы не спугнуть, не разрушить возникшую эмоциональную связь. Ребенку важно видеть в наших глазах любовь и понимание.
Техника молчаливое слушание учит нас «внимательно молчать». Даже если ребёнок говорит «глупости», мы не перебиваем, не вставляем свои реплики, но всем своим видом — позой, мимикой, жестами — даем понять, что он говорит не в пустоту. Традиционно выделяют открытую и закрытую позы: закрытая (скрещивание ног или рук) считается холодной, отталкивающей; открытая (без скрещивания рук и ног) — напротив, теплой и принимающей. Когда мы внимательно слушаем ребенка, мы невольно принимаем открытую позу — подаемся чуть вперед. Иногда одной такой позы бывает достаточно, чтобы ребенок начал говорить, чем то делиться. Подтверждением того, что мы слушаем, может быть и кивок головы, и даже изменение выражения лица. Мы стараемся поддержать ребенка эмоционально: периодически повторяем хотя бы одно слово, «да» и это, означает, что «продолжай, я внимательно слушаю». Мы не мешаем ему рассуждать, напротив — создаем свободное пространство для «самовыражения». Мы не оцениваем, не выпытываем, не советуем, а только слушаем. И не навязываем более важную, с нашей точки зрения, тему разговора. Мы даем возможность рассказать о том, что его по настоящему занимает, а что заставляет сомневаться, что тревожит, а что делает счастливым.
Техника выдержать паузу, здесь мы даем ребёнку высказаться. Задав вопрос, дождемся ответа. Выслушаем и помолчим задумавшись: так мы показываем, что относимся к его ответу серьезно. Если он замолчал, остановился, не будем спешить с ответной репликой. Пауза побуждает продолжать, это уже давно доказано. Возможно, он закончит мысль, которую постеснялся высказать. Пусть выговорится до конца. У нас еще будет время отреагировать на услышанное. Когда ребёнок почувствует, что его слушают, он лучще начнет раскрываться и говорить свободнее. Постараемся вдуматься в его слова и понять, что за ними стоит — какие страхи, обиды, переживания.
И последний способ техника прояснение смысла. Захлестывающие, яркие, интенсивные, но не понятные ребёнку чувства взрывают и дезорганизуют весь его внутренний мир. Поэтому важно помочь ему их выразить, назвать вещи своими именами. Для этого можно использовать несколько фраз: озвучить его мысли, и он получает возможность услышать себя со стороны, а значит, осознать и оценить собственную позицию. На реплику ребенка о том, что «хватит ему указывать…», можно ответить так: «Я вижу, тебя бесит, когда мы строим планы на выходные, не спросив тебя». Если мы попадаем в точку, ребёнок, как правило, остывает, кивает «ну да…» — значит, его правильно поняли. Тем самым мы помогаем ему не только разобраться в собственных мыслях и переживаниях, но и снизить накал негативных эмоций. По мере того как растет его уверенность в нашем искреннем желании его выслушать, барьер между тем, что происходит у него внутри, и тем, что он сообщает нам, постепенно рушится. Он начинает доверять нам свои чувства и мысли и даже отвечает на традиционный родительский вопрос «как дела?» не просто формальным «нормально».
Вообще беседа с ребенком — это вариант «трудных переговоров». Нам надо всматриваться в каждую мелочь, слышать каждое слово, чтобы понять малыша. Но важно не переусердствовать с техниками: когда нет реального сопереживания, реальных эмоций, техники не только не помогут, но, наоборот, навредят, вызовут раздражение и лишь увеличат дистанцию между нами и ребенком.
Главное в нашем общении — не преподать урок жизни, а быть готовым слушать детей. Только это дает нам право требовать, чтобы и они слушали нас.