Маленькая Ольга Ивановна
Консультация «Для чего нужны музыкальные игры в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром.
Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует:
развитию памяти;
внимания;
логического мышления;
усидчивости;
формированию речи, правильному произношению звуков;
развитию координации движений;
повышению мотивации к обучению;
формированию эстетического вкуса.
Правильное дыхание во время музыкальных игр является эффективной профилактикой заболеваний дыхательных путей, а также улучшает обменные процессы, а сами занятия позволяют преодолеть различные психологические индивидуальные проблемы (например, способствуют адаптации ребенка в детском коллективе).
Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду:
Подвижные.
Дидактические.
Хороводные.
Подвижные игры никогда не оставят детей дошкольного возраста равнодушными. А если такая деятельность проводится еще и под музыкальное сопровождение, то эффективность занятий увеличится в несколько раз. Именно поэтому на различных развлекательных мероприятиях для детей проводят самые разнообразные музыкальные подвижные игры. В детском саду это беспроигрышная форма работы — запоминающееся, яркое, интересное и веселое проведение досуга!
Подвижные игры можно проводить не только на музыкальных занятиях. Их широко используют в качестве физминуток, развлекательных моментов, соревнований.
Важно правильно выбрать тематику игры, которая будет гармонично перекликаться с занятием, а также необходимо четко сформулировать задачи и описать желаемые результаты деятельности.
В качестве примера предлагаю ознакомиться с интересными подвижными музыкальными играми, которые можно провести в детском саду:
Выполнение движений по тексту песни.
В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки.
Деятельность, направленная на восприятие характера музыки.
К этой категории относятся, например, такие игры, как «Покажи весело-грустно», «Изобрази мелодию мимикой», «Дождик — солнышко».
Соревнования. Самой известной игрой такого рода является «Займи стульчик». Также можно предложить поиграть в «Море волнуется» под музыку (в тот момент, когда прекращает играть мелодия, участники «замирают», «Повтори за мной» (направлена на развитие координации движений и внимания).
Координационно – подвижные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
• коммуникативные игры, выполняющие задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
• игры команды;
• пластико-ритмо-речевой театр.
Музыкально-дидактические игры в детском саду применяют в любых видах деятельности. Так, например, используя изображения музыкальных инструментов, можно провести дидактическую игру, изучая счет или развивая речь. При подготовке педагогу важно определить цель и задачи игры, подготовить необходимый реквизит.
Развивающие возможности игры, как одной из привлекательных для детей форм творческой музыкальной деятельности, раскрываются в работах Н. А. Ветлугиной. Сюжеты музыкальных игр конкретизируются понятными для детей картинами природы, образами животного мира, сказочными образами, но при этом они не теряют яркой художественной содержательности.
Н. А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
Музыкально-дидактические игры в детском саду эффективно провести без специального образовательного материала достаточно сложно. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Можно приобретать готовую продукцию или создавать игры самостоятельно. Приобщить к изготовлению материала желательно и детей. Такая деятельность принесет не только практические результаты, но и станет занимательным занятием для воспитанников.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
- песни, инструментальные произведения;
- набор музыкальных инструментов;
- наборы музыкальных игрушек.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.
Материалы к дидактическим музыкальным играм классифицируют таким образом:
аудиозаписи;
музыкальные инструменты;
музыкальные игрушки;
печатная продукция (карточки, изображения, иллюстрации).
Примеры музыкальных дидактических игр в детском саду
«Угадай инструмент». Детям предлагается услышать звук (при этом можно использовать как аудиозапись, так и настоящий инструмент) и показать карточку с изображением музыкального инструмента, который этот звук воспроизводит.
«Что лишнее?». Участникам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям необходимо выбрать лишний предмет. Например, на карточке изображения 3-х духовых инструментов и одного ударного (соответственно, он и будет лишним).
«Колокольчики звенят». Малышам предлагается с помощью карточек, на которых изображен большой (дон) и маленький (ди-ли) колокольчик, составить рисунок прослушанной мелодии. Для этого детям необходимо разложить карточки в необходимом порядке.
«Веселый металлофон». Воспитатель раскладывает в определенном порядке карточки того цвета, который соответствует необходимому отделению металлофона. Детям нужно воспроизвести «зашифрованную» на карточках мелодию на этом музыкальном инструменте.
Такие детские музыкальные игры в детском саду станут настоящим праздником для малышей. Яркий дидактический материал поможет эффективно преподнести и закрепить детям образовательный материал.
Хороводные музыкальные игры отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни. Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры. В детском саду можно организовать хоровод, напевая веснянки, колядки, народные прибаутки.
Замечено, что дети, которые с дошкольного возраста знакомятся с эстетической красотой музыки, лучше усваивают школьную программу, отличаются высокими интеллектуальными и творческими способностями.