Светлана Манышкина
Проект «Волшебные фигуры» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НОМИНАЦИЯ «ПРОЕКТЫ»
Проект
«Волшебные фигуры»
(моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста).
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Волшебные фигуры»
Автор проекта Манышкина Светлана Евгеньевна
Команда проекта Педагоги, дети младшего дошкольного возраста, родители
Публикация «Проект „Волшебные фигуры“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Обоснование актуальности проекта
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды.
В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Цель и задачи проекта
Цель проекта :
формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки
Задачи:
для детей:
работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
для педагогов:
повышение речевой культуры педагогов
активная позиция со стороны родителей;
для родителей:
вовлечь родителей в творческую деятельность проекта;
информировать родителей о развитии ребенка.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап. (01.09.2024-11.09.2024)
подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
составление поэтапного плана работы;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа.
диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»
анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Основной этап. (12.09.2024-20.10.2024)
реализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом.
Заключительный этап. (21.10.24-30.10.24)
Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;
Обработка и оформление материалов проекта.
Целевая аудитория Дети младшего дошкольного возраста
Кадровое обеспечение проекта Манышкина Светлана Евгеньевна – воспитатель
Ресурсное обеспечение
Техническое обеспечение проекта :
камера или фотоаппарат;
компьютер или ноутбук, принтер, ламинатор;
программы для работы с фотографиями и картинками
канцелярские принадлежности
Методическое обеспечение проекта :
теоретическая и методическая литература.
Информационное обслуживание проекта :
интернет-сайты;
выпуск фото и видеоотчёта.
География проекта
МО, Клинский район, п. Шевляково, дом 21
Актуальность проекта
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.
Новизна проекта
Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию.
Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы проекта для углубленной работы: «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказу у детей старшего дошкольного возраста».
Проект дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Занятия всегда носят нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т. е. может работать в режиме проектирования.
Цель проекта :
формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки
Задачи:
Для детей:
работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Для педагогов:
повышение речевой культуры педагогов
активная позиция со стороны родителей;
Для родителей:
вовлечь родителей в творческую деятельность проекта;
информировать родителей о развитии ребенка.
Участники проекта :
Дети 3-4 лет
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Сроки проведения: проект реализуется с 01.09.24г по 30.10.24г
Принципы реализации проекта :
педагогический принцип: образовательный процесс строится, опираясь на возрастные особенности обучающихся.
научно-практический принцип: содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
целевой принцип: ориентация проекта на цели и приоритетные задачи образования.
принцип объективности результатов.
Вся работа проекта ведется по трем направлениям, взаимосвязанные между собой: работа с обучающимися, работа с родителями и работа с воспитателями.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап. (01.09.24-11.09.24)
подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
составление поэтапного плана работы;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа.
диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»
анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Основной этап. (12.09.24-20.10.24)
реализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом.
Заключительный этап. (21.10.24-30.10.24)
Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;
Обработка и оформление материалов проекта.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности;
положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.
Для педагогов и родителей:
повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей);
активная позиция со стороны родителей;
Техническое обеспечение проекта :
камера или фотоаппарат;
компьютер или ноутбук;
программы конвертирования, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов: фотоШоу PRO, Windows Movie Maker, ВидеоМОНТАЖ, ВидеоШОУ и т. д. ;
канцелярские принадлежности
Методическое обеспечение проекта :
теоретическая и методическая литература.
Информационное обслуживание проекта :
интернет-сайты;
выпуск фото и видеоотчёта.
Список использованной литературы:
Александрова О. Разыгрываем сказки //Дошкольное воспитание.
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия,
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез,
Богомолова А. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Высшая школа
Венгер Л. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание.
Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва
Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М. : Просвещение
Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : Владос,
Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещени
Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М. : Соц. - полит. журн.
Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду.
Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154).
Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду.
Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго.
Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение,
Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду.
О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина Развитие речи детей 3-4лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения.
Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ
Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва
Янушко Г. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет - М. : Эксмо,
План реализации проекта
№ п/п Содержание деятельности Задачи Сроки Ответственные
Подготовительный этап
1. подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта Заинтересовать в изучении данной темы: детей, воспитателей и родителей. 01.09.2024 - 09.09.2024 Воспитатель
2. составление поэтапного плана работы Отобрать русские народные сказки для совместной работы с детьми. Выстроить анализ работы по каждой сказке. 01.09.2024 - 09.09.2024 Воспитатель
3. подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта Выявление степени заинтересованности и возможностей поддержки. Разъяснение идей, ожидаемых результатов.
09.09.2024 - 11.09.2024 Воспитатель
4. диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»
Подготовить материал для иллюстрационного материала при реализации проекта. 01.09.2024 - 09.09.2024 Воспитатель
5. анкетирование родителей
выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. 01.09.2024 - 09.09.2024 воспитатель
Основной этап. Реализация проекта
6. Рассказывание русской народной сказки «Репка» Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи. 12.09.2024
Воспитатель, дети.
7. Рассказывание сказки «Колобок» Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию; учить точно отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям. 19.09.2024 Воспитать, дети.
8. Рассказывание сказки «Теремок» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. 26.09.2024
Воспитатель, дети.
9. Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя» Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относится к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования. 03.10.2024 Воспитатель, дети.
10. Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и воспринимать сюжет, учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. 10.10.2024 Воспитатель, дети.
11. Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. 17.10.2024 Воспитатель, дети.
Заключительный этап
12. Обобщение материалов проекта. Презентация проекта.
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
21.10.2024-30.10.2024 Все участники проекта
13. Мастер-класс «Метод моделирования сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
обучить участников мастер - класса пересказу сказки методом моделирования. 31.10.2024 воспитатели
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей.
Анкетирование прошли 19 человек. Это составляет 95% процентов от родителей группы.
Вопросы Результаты ответов
Как часто вы читаете своему ребёнку сказки?
Каждый день – 74%
Иногда – 26%
Какие сказки предпочитает ваш ребёнок?
Русские народные – 54%
Машинки – 23%
Любые – 23%
Просит ли ваш ребёнок читать сказку несколько раз?
Да – 66%
Нет – 34%
Есть ли любимая сказка у вашего ребёнка?
Да – 76%
Нет – 24%
Играет ли ваш ребёнок в сказки, которые слушал?
Да – 23%
Нет – 77%
Рассказывает ли ребёнок сказку совместно с вами или своим куклам (игрушкам?
Да – 37%
Нет – 63%
Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания? Да – 89%
Нет – 11%
Рассматривая иллюстрации к сказкам, задаёт ли вам ребёнок вопросы? Да – 78%
Нет – 22%
Узнаёт ли ваш ребёнок сказку по иллюстрациям?
Да – 80%
Нет – 20%
Есть ли у вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.)
Да – 33%
Нет – 67%
Придумаете ли вы когда-нибудь сказки для вашего ребёнка?
Да – 38%
Нет – 52%
Придумывает ребёнок – 10%
По результатам анкетирования мы получили следующие выводы.
Результаты показали, что вы все много читаете детям сказок. В основном это русские народные, сказки о животных и современные. Большинство из вас ответили, что дети с удовольствием слушают любимые сказки по нескольку раз. У всех много книг с яркими картинками, которые дети с удовольствием рассматривают. Многие ответили, что ребята дома рисуют любимых сказочных персонажей, а также задают много вопросов о прочитанном. У четверых из вас есть настольные театры, для обыгрывания сказок. И что особенно радует, шесть человек ответили, что сами придумывают сказки для своих детей. Из этого я делаю вывод, что сказки занимают значительное место в воспитании в ваших семьях.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
___
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
___
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
___
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
___
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
___
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
___
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
___
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
___
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
___
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр. ?___
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
___