Оксана Кисарева
Как помочь ребёнку с ЗПР? Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку с ЗПР преодолеть трудности?
Советы родителям
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др., осложнения в родах, болезни ребенка до 3-х лет, частые простуды, хронические заболевания.
Публикация «Как помочь ребёнку с ЗПР? Советы родителям» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР.
Почему же часто специалисты рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть психиатр, невролог, эндокринолог, и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое, личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки.
Педагоги часто слышат просьбы родителей : «Вы побольше занимайтесь с ребенком». Однако чрезмерная нагрузка также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад или школу, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с занятиями.
В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез, заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.
Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать «охранительный режим» в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную терапию на период его адаптации или в весенний период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.
В каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.
Что же делать? Как быть?
Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.
Рекомендации родителям детей с ЗПР :
• Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь дефектолога, психолога, логопеда.
• Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными.
• Дети старшего дошкольного возраста должны посещать занятия по ФЭМП. Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
• Выделите конкретное время (15-20 мин) на выполнение заданий и ежедневно в это время садитесь с ребенком за них. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
• Выполнение рекомендаций специалистов по воспитанию и обучению
• Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует педагог (логопед, психолог, дефектолог).
• Занятия должны быть регулярными.
• Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
• Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
• Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
• Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения упражнений.
• Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
• Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет медики и специалисты.