Полина Строгонова
Как помочь неговорящему ребенку сказать первые слова и фразы
▼ Скачать
Запускаем речь у ребенка.
Как показывает практика, для того, чтобы ребенок заговорил, ему нужна:
Предметная деятельность
Говорящий социум.
Все это ребенок может получить в детском саду и дома.
Но иногда бывает, что ребенок не может заговорить, тогда причину нужно искать либо медикаментозную, либо психологическую или медико-психологическую. У неговорящего ребенка может быть поражена височная доля коры головного мозга. Но может быть и так, головной мозг чист, но ребенок все равно не может говорить. Можно обратить внимание на этих детей и заметить, что у них нет координации.
Публикация «Как помочь неговорящему ребенку сказать первые слова и фразы» размещена в разделах
В программу коррекции речи нужно включить занятия на координацию и формированию произношений лепетных слов.
Чтобы простимулировать речь ребенка необходимо :
-внести смысл в лепет (положительная реакция на слова)
-задавать вопросы : «Кто это?», «Позови маму» Родители и сами могут исполнять лепетные слова и звукоподражания.
Например: Элина упала-Бах! Элина как упала? Ответ ребенка : «бах» и так несколько раз пока ребенок не усвоит, что бах- это упасть, упала.
-составлять предложения из лепетных слов, например: «спи ляля а-а-а», «молоток стучит –тук-тук»
-можно петь с ребенком песни в которых будут гласные звуки типа:а-а-а-а
О-о-о-о; У-у-у-у; и-и-и-и.
- Усложнить задание сливая 2 гласных звука : аааауууууууааааааауууууу (стараться чтобы ребенок смотрел на губы, улавливал артикуляцию звуков)
- затем 3 гласных звука ааааааоооооооууууууу.
Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру
«Повторялки»
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которые думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га, а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно) разные сочетания звуков и слогов.
Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
ПРАВИЛА:
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком : пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука», трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. Новый слог
3. Новый слог (тот же)
4. Знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого.
Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.