Флях Алла Анатольевна
Консультация «Как отличить детскую ложь от фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Это одна из особенностей детей дошкольного возраста. Они видят окружающую реальность другими глазами, и часто их ложь непреднамеренна.
Как при этом вести себя взрослым?
Как определить когда ребенок говорит неправду?
Почему дети лгут?
Обман возникает после 3,5 – 4 лет, так как до этого внутренняя речь еще недостаточно развита. Они не умеют говорить «про себя», потому и рассказывают все, что приходит им в голову. С развитие внутренней речи постепенно появляется и внутренняя цензура, т. е умение прикинуть что стоит говорить, а что нет.
Темочки:
Дети интуитивно начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме «ложь-правда». А выводы свои он делает из наблюдений за нами: родителями и другими взрослыми людьми. От того, насколько искренне складываются отношения со взрослыми, будет зависеть насколько правдив он будет.
Отличить фантазию малыша ото лжи бывает очень сложно. В чем же разница?
ЛОЖЬ – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды.
ФАНТАЗИЯ – свободный полет воображения, абсолютно безвредный.
Чтобы солгать надо как минимум уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь – это способ самообороны. Малыши стремятся защититься от родителей, сверстников, личных проблем и пользуются для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.
Часто можно наблюдать такую картину с детьми, которым в семье не уделяется достаточного внимания. Вечером, когда приходят мама или папа ребенок начинает вспоминать все «обиды», которые нанесли ему дети и взрослые за день. Реакция родителей бывает разной. Чаще они начинают защищать своего ребенка даже не разобравшись в ситуации. Возникают скандалы между родителями и напряженность с воспитателями. Зачем делает это ребенок? Он получает внимание родителя, пусть таким способом. У него в арсенале пока другого нет. Это сигнал о семейном неблагополучии. Для родителя разворачивается поле деятельности, где он тоже отрабатывает свои родительские функции – защищает ребенка, тем самым показывая что он его любит.
Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать? Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.
Что делать, если ребенок обманывает?
• В ситуации, когда ребенок все же сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать, чтобы он поверил в собственные силы: если смог сознаться, что сказал неправду – значит еще не все потеряно
• Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том, к чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей
• Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он рассказал, потому что это как раз и поставит его в ситуацию необходимости обмана
• Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать: «ты рассказал очень занимательную историю» давая ему понять, что отличаете ложь от правды
• Учитывая, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим, старайтесь быть честными сами, следите за своей речью
• Желательно делать все, что зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал родительскую любовь к нему
• Во взаимоотношениях с ребенком родителям, особенно маме, необходимо как можно чаще использовать телесный контакт