наталья шерина
Консультация для педагогов «Как обучить дошкольника пересказыванию»
▼ Скачать +Заказ
КАК ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ
1. Пересказ литературных произведений
Пересказ- это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Е. И. Тихеев, А. М. Леушина, А. М. Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.
2. Значение пересказа
Публикация «Консультация для педагогов „Как обучить дошкольника пересказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Пересказ положительно влияет на связанность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
3. Требования к выбору произведений для пересказа.
a) должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей
б) быть доступным по содержанию
в) быть доступным по объему
г) написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь
д) иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
3. Виды пересказа
* подробный (близкий к тексту)
* краткий (сжатый)
* выборочный
* с перестройкой текста
* с творческими дополнениями
4. Требования к пересказам детей
* осмысленность (полное внимание текста)
* полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)
* последовательность и связанность пересказа
* плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз
* выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа
ПОГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
2. Подготовка детей:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА :
1. Вводная часть
Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.
Приемы: краткая вступительная база, показ картинок, напоминание о наблюдениях, загадка
2. Первичное чтение произведения.
Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание.
3. Беседа по содержанию произведения. Направленное на анализ и запоминание текста
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия.
Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
Методы и приемы обучения пересказыванию
Средняя группа
Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», и др.)
Приемы: вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет.
Старшая группа
(Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»)
Приемы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений, план пересказа (составлений воспитателем или совместно с детьми, пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка.
Подготовительная группа
(Русские народные сказки «Заяц- хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеев «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода».
Приемы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумывание продолжения, сочинение рассказов и сказок.
Для полноты и яркости пересказа пользуются следующие приемы:
Моделирование
Графические схемы
Фланелеграф
Иллюстрированное панно
Иллюстрации к тексту
Детские рисунки сюжетных фрагментов
ТСО
Аудиозаписи текста
Аудиозаписи музыкальных фрагментов
Использование элементов драматизации с элементами творчества и тд
Словесные
Чтение текста
Беседа
Загадки
Малые фольклорные формы
Сюрпризы
Настольный театр
Коррекционные упражнения
Лексико- грамматические на развитие ВПФ
Для развития эмоциональной сферы