Сиченко Ольга Семеновна
Консультация для воспитателей «Как обогатить сюжетно-ролевую игру дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Надо ли учить детей играть? Да, если речь идет о сюжетно-ролевых играх. Игровые роли и сюжеты помогают дошкольникам осваивать социальные и культурные навыки, необходимые для жизни в обществе.
Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников отличаются простыми сюжетами и однообразными ролями, так как у детей сегодня меньше возможностей наблюдать профессиональную деятельность и общение взрослых. При этом сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней он отражает события, действия окружающих его людей и познает себя через разные роли. Чтобы обогатить игровую деятельность детей, предложите воспитателям использовать технологию «Клубный час» (Автор технологии – Н. П. Гришаева, детский психолог, социолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН). Из статьи вы узнаете, какие виды клубного часа можно организовать с дошкольниками в детском саду.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как обогатить сюжетно-ролевую игру дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Используйте технологию «Клубный час»
Клубный час – это мероприятие, которое педагоги организуют для воспитанников нескольких групп. Основные задачи клубного часа – способствовать социализации детей в условиях детского сада, развивать у них самостоятельность, инициативность. Также данная технология помогает развивать и обогащать сюжетно-ролевые игры дошкольников. В течение часа дети самостоятельно выбирают вид деятельности и игровые роли из тех, которые им предлагают педагоги, проигрывают разные сюжеты.
Воспитатели могут организовать с детьми 4 вида клубного часа. Тематический клубный час завершает тематический проект. В него педагоги включают продуктивную, познавательную и игровую деятельность по теме проекта.
Деятельностный клубный час предоставляет детям возможность выбирать разные виды деятельности – двигательную, музыкальную, познавательно-исследовательскую, игровую, конструирование и т. д. Творческий клубный час рассчитан на детей подготовительной группы. На таком клубном часе дошкольники самостоятельно организуют все виды деятельности.
На протяжении свободного клубного часа дети могут самостоятельно передвигаться по помещениям детского сада, в которых педагоги или другие воспитанники организуют разные виды детской деятельности, общаться, взаимодействовать с детьми и педагогами разных групп.
Организуйте сюжетно-ролевые игры в ходе клубного часа
Чтобы организовать сюжетно-ролевые игры с детьми в ходе клубного часа, разработайте сценарий, подготовьте оборудование и проведите подготовительную работу с детьми. Для клубного часа по сюжетно-ролевым играм понадобятся игровые атрибуты, предметы-заместители, к изготовлению некоторых из них можно привлечь детей.
В качестве примера в приложении – сценарий клубного часа «По следам доктора Айболита». Это клубный час свободного вида с элементами тематического и рассчитан на детей старшего возраста.
Сценарий предусматривает несколько сюжетно-ролевых игр – «Палаточный лагерь», «Стройплощадка», «Ветеринарный пункт» и игровой центр «Раз – кокос, два – банан…». Игры объединены одной игровой целью – помочь доктору Айболиту и местом действия – «островом».
В ходе предварительной работы проведите с детьми экскурсии, мастер-класс по изготовлению поделок, организуйте обмен личным опытом между дошкольниками. Перед началом мероприятия подготовьте помещения групп для сюжетно-ролевых игр. Например, для клубного часа «По следам доктора Айболита» педагоги использовали помещения трех групп, а также музыкальный и физкультурный залы. Для удобства детей и гостей разместите в коридоре стрелки-указатели с названиями и картинками сюжетов игр.
Во время клубного часа поддерживайте детскую инициативу, самостоятельность, ненавязчиво помогайте детям в начале игры распределить роли. Детям, которые переходят с площадки на площадку, объясняйте игровые цели новой площадки, если они просят об этом. Не вмешивайтесь без необходимости в ход игры и взаимодействие детей. В конце клубного часа посадите воспитанников в круг и проведите рефлексию: попросите поделиться впечатлениями, рассказать, где они были, что им запомнилось, что хотелось бы повторить.
Сценарий клубного часа «По следам доктора Айболита» для детей старших групп
Задачи:
организовать и обогатить сюжетно-ролевые игры детей; создать условия для обмена игровым опытом между детьми; развивать у них самостоятельность, инициативность в процессе выбора вида деятельности и игровой роли.
Оборудование: письмо от Доктора Айболита; коробка, подзорная труба, бинокль, карта-схема острова, капитанская фуражка; сундуки с атрибутами для игры в «Палаточном лагере», атрибутами для игры
на «Стройплощадке», атрибутами для игры в «Ветеринарном пункте»; атрибуты для игр в физкультурном зале.
Действующие лица: ведущий – педагог; дети: почтальон.
Ход мероприятия:
Дети и гости занимают места в музыкальном зале.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую сказку мы попадем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
Дети: Айболит!
Ведущий: Правильно. Наш клубный час называется «По следам Доктора Айболита». Давайте вспомним правила поведения на клубном часе.
Дети повторяют правила поведения на клубном часе при помощи схематических картинок.
Правила поведения на клубном часе
Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь из нее.
Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
Не отнимай игрушки у других детей.
Помогай проводить занятие, если оно проходит во время клубного часа.
Говори спокойно.
Ходи спокойно.
Возвращайся в группу по сигналу звонка.
Если не хочешь ходить в другие группы, можешь остаться в своей. Если устал в другой группе, можешь вернуться в свою.
Появляется почтальон и отдает письмо ведущему.
Почтальон: Вам пришло письмо. Получите и распишитесь.
Ведущий: (расписывается за письмо и читает) «SOS – срочно! Животные острова Надежда попали в беду. На острове эпидемия после разрушительного цунами, ветлечебница разрушена, а я нахожусь далеко, в Африке, на реке Лимпопо. Помогите, пожалуйста! С уважением, доктор Айболит». Что же нам делать, ребята? Как добраться до острова Надежда?
Дети: На корабле!
Ведущий: Ну, что ж, поплывем на корабле. Поскольку я знаю дорогу, ответственность беру
на себя. Буду капитаном. Вы не возражаете?
Дети: Нет.
Ведущий: У меня есть волшебная коробка, в ней – все необходимое для путешествия.
Ведущий приносит коробку, демонстрирует ее содержимое – подзорную трубу, бинокль, карту, капитанскую фуражку. Надевает фуражку.
Ведущий: Ребята, сейчас я познакомлю вас с картой-схемой острова. Смотрите внимательно и выбирайте, в какую часть острова каждый из вас направится. (Показывает презентацию-схему острова).
В группе № расположен «Ветеринарный пункт». Там вы сможете полечить
животных, стать медсестрой и даже ветеринарным доктором.
В группе № находится «Стройплощадка». Там можно стать строителем новой ветлечебницы, поучаствовать в создании головных уборов. На острове очень
жарко, без головных уборов там нельзя.
В физкультурном зале самые быстрые и ловкие из вас смогут собрать урожай
кокосов и бананов для пикника. Ну, а в группе № будет разбит палаточный лагерь. В этой группе можно будет порыбачить, разжечь костер, приготовить обед.
Теперь, ребята, вам известна карта-схема острова. Каждый из вас должен выбрать, в какую часть острова пойдет. Пора отправляться на остров Надежда! Занимаем места на корабле. Приглашаем в путешествие и наших гостей. К отплытию готовы?
Дети и гости: Готовы!
Ведущий: Отдать швартовый! Поднять паруса! Отчаливаем!
Под музыку (по выбору педагога) дети «плывут» к острову. В пути ведущий спрашивает у детей, что они видят по правому борту, что по левому борту.
Ведущий: Прямо по курсу корабля вижу остров. Отдать якорь! Приготовиться к высадке на остров.
Дети расходятся по группам, в те «части острова», которые они выбрали:
«Палаточный лагерь», «Стройплощадку», «Ветеринарный пункт»,
игровой центр «Раз – банан, два – кокос…»