Татьяна Суслова
Консультация «Как ненавязчиво решать детские проблемы с помощью игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобретение навыков вместо решения проблем : как это работает.
Почти не встречается родителей, которые полностью довольны поведением своего ребенка — дома, в детском саду, в школе. Как решать повседневные трудности и более сложные проблемы — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Представляем метод, с помощью которого проблемы ребенка преобразуются в навыки и умения. Если их освоить — проблема исчезнет.
Поведение ребенка: как изменить? Освоить новые умения!
Публикация «Консультация „Как ненавязчиво решать детские проблемы с помощью игры“» размещена в разделах
Детские проблемы проще всего разрешить, обучив ребенка определенному навыку, который необходим ему для того, чтобы справиться с проблемой. На первый взгляд может показаться, что все это — лишние тонкости. В конце концов, любому ясно: если человек обучится вести себя правильно, то вести себя неправильно он больше не будет. Но если мы говорим о навыках вместо проблем, то всем, как детям, так и взрослым, становится гораздо легче обсуждать тему конструктивно.
Представьте, что вы — мама непослушного ребенка, и его воспитательница говорит вам:
— Ваш сын ведет себя с детьми агрессивно.
Какой будет ваша реакция на такие слова? Поблагодарите ли вы воспитательницу за то, что она привлекла ваше внимание к проблеме? Скорее всего, вам покажется, что вас обвинили, и вы начнете защищаться. Например, вы можете сказать:
— Дома он никогда себя так не ведет, наверное, это дети его провоцируют!
А как вы отреагируете, если воспитательница донесет до вас проблему по-другому? Например, так:
— Мы обсуждали Тома с коллегами и думали, что можно сделать для того, чтобы дела у него в саду шли как можно лучше. И мы пришли к выводу, что ему стоит развивать самоконтроль и научиться сохранять спокойствие даже тогда, когда другие проявляют к нему негативное отношение. Что вы об этом думаете?
Обезоруживает, не так ли? Какой в этом случае будет ваша реакция? Возможно, вам даже захочется сказать что-то вроде:
— Я и сама об этом думала. Ему точно не помешает побольше самоконтроля.
Когда речь идет не о проблемах, с которыми нужно справиться, а о навыках, которыми нужно овладеть, — говорите ли вы с самим ребенком или с его родителями — разговор становится гораздо более конструктивным.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НУЖНЫЙ НАВЫК
Когда вы начнете рассматривать проблемы как навыки, которыми нужно овладеть, вы довольно быстро научитесь видеть, над каким именно навыком нужно поработать ребенку для того, чтобы справиться с конкретной проблемой.
Допустим, ребенок нетерпелив и хочет всего и сразу. В этом случае вы, вероятно, скажете, что ему необходимо научиться ждать.
Приступая к определению навыка, вы можете облегчить себе задачу, задав такой вопрос: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой?
Поведение ребенка: как изменить? Освоить новые умения!
Размышляя над тем, какое умение поможет справиться с проблемой, вы всегда должны помнить о следующем правиле: умение должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности, а в обучении правильному поведению. Например:
если ребенок балуется с едой, ему нужно научиться не «перестать баловаться с едой», а есть правильно;
если ребенок слишком медленно одевается, то он должен научиться не тому, чтобы «не валять дурака во время одевания», а тому, чтобы одеваться быстро.
КОГДА У РЕБЕНКА МНОГО ПРОБЛЕМ?
«Но у нашего ребенка не какая-то одна проблема, у него их целая куча!» — так говорят некоторые родители после знакомства с методом обретения навыков. Вам будет легче, если вы будете думать о том, что ребенку просто надо овладеть несколькими навыками сразу. И если вам удастся определить соответствующие навыки, то перечень проблем превратится в список умений, которые ребенок должен приобрести.
Но мало кто из детей способен осваивать несколько навыков одновременно, поэтому следующее, что вам нужно сделать, — это решить, лучше вместе с ребенком, каким умением стоит овладеть в первую очередь.
В таком случае может быть разумнее начинать с самого простого навыка из списка — пусть это будет хотя бы привычка говорить «спасибо» после еды. Вероятность того, что ребенок успешно овладеет навыком, будет выше, а в результате он обретет уверенность в себе.
РАЗДЕЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ НА ЧАСТИ
Комплексное определение навыков, или работа с «большими» проблемами, может оказаться непростой задачей. Типичные примеры таких «сложносоставных» проблем — это низкая концентрация внимания, недостаток уверенности в себе, заниженная самооценка. Вы можете упростить процесс определения навыков, сперва разделив сложные проблемы на части, а затем преобразовав их одну за другой в соответствующие умения.
Возьмем плохую концентрацию внимания. Если перечислить все, что скрывается за этим понятием, и преобразовать в соответствующие умения, то у вас может получиться такой, например, список:
- Способность оставаться на одном месте на протяжении какого-то времени.
- Способность слушать, не перебивая.
- Способность дожидаться своей очереди.
- Способность поднимать руку, когда хочешь что-то сказать.
Умение «играть с другими детьми» — тоже пример сложного, комплексного умения, которым трудно овладеть, если не представить его в виде набора конкретных навыков.
Гарри был таким вспыльчивым, что в детском саду его определили во вторую группу. Это означало, что ему нельзя было играть с другими детьми без постоянного присмотра персонала. Когда Гарри спросили, чему он хочет научиться, он ответил: играть с другими детьми. Он хотел перейти из второй группы в первую и знал, что для этого ему нужно побороть свою вспыльчивость.
Темперамент Гарри проявлялся в разных ситуациях. Хуже всего было то, что, играя с детьми на площадке, он мог неожиданно рассердиться и, например, столкнуть другого ребенка с лестницы. То есть ему нужно было научиться играть на площадке с другими детьми, не сталкивая их с горок, лесенок и качелей. Это достаточно простое и определенное умение, которое Гарри мог начать практиковать в первую очередь.
Из соображений безопасности он начал тренироваться в здании детского сада. Раз в неделю ему давали возможность залезть на шведскую стенку в спортзале вместе с кем-то еще. Когда оба ребенка оказывались наверху, Гарри должен был показать воспитателю и другим детям, что он может какое-то время находиться там вместе с товарищем безо всяких проблем. После того как Гарри много раз продемонстрировал, что он на это способен, ему разрешили попробовать поиграть с другими детьми на уличной площадке.
Его умение быстро совершенствовалось, и не прошло и месяца, как сотрудники садика поняли, что можно без опасений- перевести его из второй группы в первую. На практике этот перевод означал, что теперь Гарри разрешали выходить на площадку даже тогда, когда воспитатель еще находился в здании, помогая другим детям собираться на прогулку.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: КАК ИЗМЕНИТЬ? ОСВОИТЬ НОВЫЕ УМЕНИЯ!
Навык — это не способность не делать
Хочу подчеркнуть, что навык — это не способность не делать что-то нежелательное, а способность вместо этого делать что-то правильное. Это очень простой принцип, однако для того, чтобы применять его верно, нужна тренировка. Когда вы спрашиваете людей, каким, по их мнению, навыком должен овладеть ребенок, они, как правило, говорят так: «Он должен научиться не делать этого».
Как перейти от того, чего ребенок не должен делать, к тому, что он должен делать? Приведем пример.
— Каким умением должен овладеть Мэт?
— Он должен научиться не врать.
— Он знает, что ему не стоит выдумывать, но чему он должен научиться для того, чтобы этого не делать?
— Он просто должен прекратить выдумывать.
— Но вы же не хотите, чтобы Мэт вообще не фантазировал, правда? Ведь выдумывать что-то интересное — это искусство. А вдруг он в будущем станет писателем?
— Нет, я не имею в виду, что он должен вообще прекратить сочинять, но ему надо научиться отделять реальность от вымысла.
— Да, мне кажется, что для ребенка такой навык важен. Можно ли сказать, что Мэту нужно научиться различать правду и вымысел и уметь ставить людей в известность о том, что он имеет в виду в каждом конкретном случае?
— Да, он должен усвоить именно это, потому что его истории вообще-то интересны. Он просто не понимает, что должен объяснять людям при необходимости, выдумывает он или говорит правду.
Начинать практиковать овладение навыками нужно с разговора между взрослыми, как правило, в отсутствие ребенка. Обсудите, какие навыки ребенку нужно освоить, чтобы избавиться от своей проблемы. После того как взрослые поймут, какой, на их взгляд, навык требуется ребенку, они должны предложить это ему.
Из книги "Навыки ребенка. Как решать детские проблемы с помощью игры" Бен Фурман