Капуста Ирина
Консультация для родителей «Как распознать речевые проблемы у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Признаки неправильного развития речи у ребенка 3-х лет
• Ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью и в результате «все делает сам»
• Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы.
• У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы или он делает это неохотно.
• Ребенок одинаково общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
• Речь ребенка не понятна для окружающих, и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди.
Публикация «Консультация для родителей „Как распознать речевые проблемы у ребенка“» размещена в разделах
• В речи отсутствуют простые предложения «подлежащие, сказуемое, дополнение»; не понимает простых рассказов о событиях в прошлом или будущем.
• Ребенок недостаточно внимателен к ошибкам своей речи или не замечает их. Просьбы к ребенку правильно повторить сказанное не дают результата.
• Не отвечает на простые вопросы: «кто?», «что?», «где?», не может выполнить простые просьбы и инструкции.
• Речь ребенка существенно отстает от уровня развития речи его сверстников и возрастных нормативов.
Для того, чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.
Постоянный контакт со специалистами (психологом, неврологом, педиатром, логопедом, проведение их консультаций в динамике – необходимое условие успешности осуществляемого лечения.
Речевые проблемы у детей 3.5—4.5 лет
Для ребенка этого возраста определенные речевые недостатки естественны. Например, маленькие дети не обязательно должны правильно произносить абсолютно все звуки языка. У них нет достаточного жизненного опыта, поэтому их словарный запас не особенно велик. Мышление таких детей еще не приобрело систематичности и последовательности, поэтому у них не может сформироваться и сложная фразовая речь. Но тем не менее 3.5-4.5-летний ребенок уже должен уметь общаться простыми фразами и хорошо понимать речь окружающих его людей.
По состоянию своей речи ваш ребенок может относиться к одной из трех групп:
1. Неговорящие или поздно начавшие говорить дети. Когда ребенок недавно начал говорить, он говорит очень непонятно – короткими, состоящими из двух-трех слов, неполноценными фразами (то есть пропускает слова в предложении, которые может заменять жестами). У такого ребенка также очень бедный (фактически несколько слов) словарный запас.
2. Неразборчиво говорящие дети. Речь таких детей производит более благоприятное впечатление, чем в предыдущем случае. Ребенок пользуется фразой и имеет довольно приличный словарный запас, но тем не менее его речь непонятна окружающим. За недостатками произношения бывает трудно разобрать, насколько грамотно говорит ребенок.
3. Разборчиво говорящие дети. У таких детей речь развивалась своевременно, они говорят грамотно, правильно построенными фразами, развернутыми предложениями. В их речи могут встречаться различные нарушения звукопроизношения, которые не делают ее непонятной. Если ребенок начал говорить недавно, но его речь вполне понятна, развернута и грамотно оформлена, его можно отнести к этой групп.
Речевые проблемы детей старше 4.5—5 лет
Чтобы понять, какие речевые проблемы есть у ребенка данного возраста, нужно проверить у него:
• Речевой выдох;
• Звукопроизношение;
• Речевой слух;
• Речевое развитие ребенка в целом;
• Подвижность речевых мышц;
• Строение речевых органов.
Речь ребенка может быть понятной и непонятной:
Понятная речь. Ваш ребенок говорит разборчиво, его легко можно понять. Он строит нормальные, развернутые предложения. Его речь звучит грамотно, он знает много слов. На слух можно определить, что он не выговаривает какие-то звуки.
Непонятная речь. Ребенок говорит неразборчиво. Посторонние люди не всегда понимают. Из-за невнятности его речи на слух трудно определить, грамотно ли он говорит (правильно ли он использует окончания слов, предлоги и т. д.). У ребенка может быть маленький словарный запас. Он говорит короткими, неполными предложениями, а также не выговаривает большое число звуков. У ребенка могут быть все названные речевые недостатки или только некоторые из них.