Горячева Наталья
Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»
▼ Скачать + Заказать документы
О чём спрашивает ваш ребёнок?
Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к вопросам детей?
Прежде всего вопросы отличаются по мотивам, которые побуждают детей обращаться к взрослым. Часто ребёнок задаёт вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырё хлетний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, успокоить.
Публикация «Консультация для родителей „Детские вопросы и как на них отвечать“» размещена в разделах
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
О чём же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? почему?
Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Например, Андрюша 5 лет, интересуется: «Отчего движутся облака?»
Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет.
Почему происходит спад детских вопросов? : взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов : «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам : им кажется, что задавать вопрос – это показать своё незнание.
Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к вопросам.
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей.
В дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.
Вы заметили, что ребёнок задаёт вопрос не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно.
Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.
Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.
В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний.
Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «Если вы более или менее тактично отведёте вопрос ребёнка, отделаетесь шуткой и улыбкой, ребёнок забудет о своём вопросе и займётся чем либо другим. Страданий ребёнку это не принесет».
Дети часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?
Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что их любят. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность, чуткость.