Юлия Разгуляева
Консультация «Как научить ребенка успокаиваться»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка успокаиваться
«Все дети — импульсивны», - говорит Николь Шварц, семейный психотерапевт. Всем им, и многим взрослым тоже, необходимо уметь «поставить себя на паузу». Как этому научить ребенка? Оставлять его «бесноваться» — плохо, ставить в угол — не дает желаемого результата. Но кое-что предпринять все-таки можно.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка успокаиваться“» размещена в разделах
Согласно научным данным, мозг человека окончательно формируется к 20-и годам) Поэтому, принимать правильные и умные решения до этого момента он, конечно, может, но не стоит рассчитывать на то, что умение поступать правильно возникнет само собой. К сожалению, когда мы устали, рассержены или расстроены, наш мозг склонен реагировать эмоционально, а не рационально. То же самое и у детей. Слово «пауза» должно напомнить детям, что необходимо успокоиться физически для того, чтобы мыслить лучше.
Кроме того, «умение успокаиваться», контролировать свои эмоции и свое поведение является важной составляющей так называемой «школьной готовности» или «школьной зрелости» ребенка 6-7 лет.
1. Для начала, расскажите ребенку о работе мозга понятным ему языком
«А ты знаешь, что мозг человека уникален! И твой, и мой мозг может творить чудеса! Это он посылает сигналы во все части тела и говорит им, что делать! Он помогает бегать, прыгать и даже чихать! Мозг помогает тебе считать, писать, читать! Он помогает тебе принимать решения. Но, к сожалению, он не может активно работать, когда ты расстроен, сильно разгневан, или очень-очень взволнован».
2. Далее объясните понятие «паузы»
«Ты знаешь ведь, как ставить на паузу твои компьютерные игры/мультфильмы/видео? А знаешь ли ты, что свое тело ты тоже можешь «поставить на паузу»? Давай поиграем: ты танцуй, а потом я скажу: «Пауза!» и ты замрешь» (можно использовать приведенные ниже игры)
3. Расскажите о взаимосвязи мозга и умения делать паузу
«Помнишь, я тебе говорила, что иногда наш мозг не может ясно мыслить? Ему можно помочь. Знаешь как? Поставить тело «на паузу»! Для паузы нужно глубоко-глубоко вдохнуть. Это чтобы у мозга был кислород для хорошей работы. Можешь глубоко вдохнуть? Попробуй! Молодец! Можно сделать несколько таких вдохов, если успокоиться трудно».
4. Добавьте эмоциональный аспект
«Давай подумаем: когда может быть тяжело сделать правильный выбор? Например, когда кто-то берет без спроса твою игрушку, когда ты не понимаешь, как сделать домашнее задание, или когда мама тебя зовет домой обедать, а тебе хочется играть. Можешь еще вспомнить какие-то случаи? Когда это случается, ты можешь почувствовать себя грустным, злым, растерянным, обеспокоенным».
5. Практикуйте
«В такие моменты наш мозг не может нормально думать! Мы не можем принимать правильных решений, когда мы так расстроены. И случаются удары, укусы, крики, швыряния тетрадей. В такие моменты тебе и нужна пауза. Глубоко вдохнем. Нужно еще вдохнуть? Вдыхаем еще раз». Первоначально, пока навык еще не образовался, старайтесь напоминать ребенку о возможности «взять паузу» в трудной/стрессовой ситуации, поддерживайте совместным действием.
6. Не останавливайтесь на достигнутом
Теперь используйте слово «пауза», когда ребенок эмоционально взволнован: «Я вижу, ты рассердился на брата. Давай сделаем быструю «паузу»! Вот так, молодец. Нужно еще подышать или ты уже успокоился?»
И еще:
Помните о себе
В моменты, когда кажется, что весь мир против Вас и сошел с ума, говорите себе и детям: «Я очень рассержена из-за разбитого тобой окна. Я не могу сейчас спокойно с тобой об этом говорить. Мне нужно взять паузу. Сейчас я подышу и смогу нормально думать и говорить».
Будьте терпеливы в своих намерениях
Возможно, что ребенок не сразу откликнется на Ваше предложение. Или Вам покажется, что он не обратил внимания/не понял/ему не интересно. Может быть, придется повторить рассказ о работе мозга три, пять, десять, пятьдесят или больше раз и добавить ярких жизненных примеров. В любом случае, пожалуйста, будьте терпеливы. Рассказывайте «историю» по частям (сегодня выполнили и отработали один пункт, через некоторое время – другой, предлагайте ребенку поиграть с вами) в новые интересные игры (можно из предложенного ниже списка) и у вас обязательно получится!
Когда вы научите детей «делать паузу», то следующим шагом в их развитии станет выработка их собственных стратегий находить решение проблемы и делать правильный выбор.
Примеры игр для тренировки произвольной регуляции двигательной активности и поведения:
1. «Волшебный колокольчик»
Ведущий объясняет детям, что у него в руках «волшебный» колокольчик. Этот колокольчик собирает детей. Затем дети свободно двигаются под музыку. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Участники собираются вокруг ведущего. Он хвалит детей за то, что они умеют собираться.
2. «Ветер дует на…»
Дети свободно двигаются по залу. Ведущий говорит фразу: «Ветер дует на…» и каждый раз называет какой-нибудь признак ( например: «ветер дует на тех, кто в брюках» или «ветер дует на тех, кто любит смотреть мультфильмы»). Дети, обладающие этим признаком, подбегают к ведущему (или прячутся в домик/приседают).
3. «Замри — отомри» (аналогичная игра «Море волнуется раз…»).
Дети свободно двигаются. По команде ведущего «замри» они должны остановиться и замереть. По команде «отомри» они продолжают движение.
4. «Мыши и сова»
Выбирается «сова» (по желанию детей и по очереди). Остальные участники — «мыши». По команде «день» «мыши» свободно двигаются, а «сова» «спит в дупле», по команде «ночь» «сова» «вылетает на охоту», а «мыши» останавливаются и замирают. «Сова» забирает к себе в гнездо тех «мышей», движение которых она замечает.
5. «Быстро — медленно» или «ветерок, ветер,
ураган»
Дети свободно двигаются, по команде меняя темп движения.
6. Игры с колокольчиками:
«Громко — тихо»
К одежде детей прикрепляют колокольчики на прищепках (лучше два и более). Ведущий просит детей подвигаться и послушать, как звенят колокольчики. Затем дети двигаются и останавливаются в соответствии с командами ведущего: «громко-тихо».
«Гномы и великан»
Выбирается «великан, остальные участники становятся «гномами». «Гномам» к одежде прикрепляются колокольчики на прищепках. «Великан» охраняет «сокровища» (роль «сокровищ» могут играть кубики или кегли). «Гномы» пробираются в «пещеру великана», когда он «спит» (сидит на стуле с закрытыми глазами). Они забирают «сокровища» и уносят к себе в «дом». При этом «гномы» должны двигаться очень осторожно: «великан» может проснуться, если он услышит звон колокольчиков, и «сокровища» придется вернуть обратно.
7. «Волшебный танец»
Дети встают, свободно распределяясь по залу. Ведущий говорит, что сейчас они будут танцевать под музыку очень необычный танец: по его команде каждый раз будет танцевать (ритмично двигаться) только одна часть тела, которую он назовет. Затем звучит ритмичная музыка. Ведущий последовательно командует (и показывает) : «Танцуют пальцы рук, танцуют кисти рук, танцуют плечи, танцуют руки, танцуют пальцы ног, танцуют колени, танцуют бедра, танцуют ноги, танцуют глаза, танцуют брови, танцуют губы, танцует нос, танцует все лицо, танцует голов, танцует живот,
танцует спина». Дети танцуют.
8. «Запрещенное движение»
Ведущий предлагает детям повторять за ним движения под музыку. Нельзя повторять лишь «запрещенное движение». Когда дети освоят игру, можно вводить фанты.
9. «Запретный цвет»
Каждому ребенку ведущий надевает «кулон с запретным цветом» — полоску цветной бумаги на веревочке (цвета у всех разные). Затем детям предлагается нарисовать то, что им хочется. Нельзя использовать при этом только «запретный цвет». После завершения рисунков ведущий вместе с детьми проверяет выполнение задания и беседует.