ирина шаманина
Консультация «Как научить ребенка рисовать?»
▼ Скачать
Шаманина Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
г. Н. Новгорода
Как научить ребенка рисовать?
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка рисовать?“» размещена в разделах
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Проработав более двух лет с детьми дошкольного возраста в детском объединении «Фантазия», я сделала следующие выводы:
Дети старшего дошкольного возраста не умеют:
выделять особенности предмета;
передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко);
передавать движения людей, животных;
не умеют передавать оттенки цвета и смешивать краски.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Я поставила перед собой цель восполнить пробелы в основах рисунка у старших дошкольников при построении новой программы. Основное время я решила уделить именно совершенствованию изобразительных навыков и умений, формируя художественно-творческие способности, развивая чувство формы, цвета, пропорций.
Для достижения поставленной цели я разработала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Семицветик». В основу ее легла программа Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду».
В настоящее время многие педагоги дополнительного образования по художественному творчеству чрезмерно увлекаются разнообразными формами художественной деятельности: аппликацией, лепкой, нетрадиционными техниками рисования, уходя от основ изобразительного искусства. Как результат – низкий уровень владения изобразительными навыками детей старшего дошкольного возраста.
При составлении учебного плана основное внимание я уделила рисованию и исключила разделы : лепка и аппликация. Были поставлены следующие задачи:
В области предметного рисования :
продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках;
закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по - разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур;
способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали);
закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п);
вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок;
закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой) и гуашью;
совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;
знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
В области сюжетного рисования :
подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений;
развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу;
обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов);
развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
В области декоративного рисования :
продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской росписи;
предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов;
продолжать знакомить с городецкой и хохломской росписями, их цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков, учить использовать для украшения оживки;
вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.);
закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Для решения поставленных задач требуется помощь со стороны родителей. Они должны приобщать детей к творчеству и давать возможность проявлять свои художественные способности посредством рисования. Многие родители не дают детям краски и кисти, опасаясь за испорченные вещи. При этом они сильно ограничивают своих детей в реализации творческих способностей, а также в выплеске эмоционального состояния, считая, что кружковых занятий вполне достаточно. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию я провожу консультации и мастер-классы для родителей.
Программа по изобразительной деятельности предусматривает обучение детей разным видам рисования.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, чёткие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Все темы в рамках образовательной программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
Такой способ организации занятий способствует развитию творческих способностей и самостоятельности.
Проработав два года по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Семицветик» я получила следующие результаты:
- более 60 % детей, посещающих детское объединение, научились выделять особенности предмета и передавать в рисунке его форму, величину и цвет;
- 65 % - умеют смешивать краски и передавать нужные оттенки;
- 20 % - умеют размещать изображения на листе бумаги, соблюдая перспективу;
- менее 20 % умеют передавать движения людей, животных.
Несмотря на низкий уровень развития умений размещать изображения на листе бумаги, соблюдая перспективу, передавать движения людей, животных, 20 % - это большой результат по сравнению с исходными навыками детей на момент поступления в детское объединение.
Таким образом, основываясь на собственном опыте работы, хочу дать рекомендации педагогам дополнительного образования художественной направленности:
Уделять наибольшее внимание формированию основ изобразительного искусства.
Тщательно подбирать средства наглядности, показывая детям поэтапное рисование.
Использовать социальное партнерство внутри образовательного учреждения, привлекая к взаимодействию родителей.
Список литературы:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
7. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.
9. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изо деятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
10. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
11.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
12. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО студии. – М: «Карапуз», 2009г.
Интернет источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/02/23/problema-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-v-sovremennoy
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/17/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti