Майя Петровна Слабунова
Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв из пластилина (из колбасок, жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
Запоминаем слоги
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Как научить ребенка читать“» размещена в разделах
В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда инее имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
• Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
• Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней.
• Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог ПУ!».
Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.
Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э, не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!
Наиболее сложным при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слов-слияний существуют и другие типы слогов- обратный слог (АМ, АН, закрытый слог (СОН, КОН, слог со стечением согласных (СЛО, СКО). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании- прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.
При обучению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ-ВАС-ВАК-ВАР-ВАН и т. д.) или по «причитываемому» согласному (ВАС-МАС-ПАС, МОС-МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА-СКО-СМУ-СПО, СКА-МКА-РКА-ВКА-ЛКА и т. д.). Такое упражнение не только увлекательно, но и развивает фонетический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.
Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют «песенки-слоги». Согласная буква может «отправиться в лес за грибами», «может кататься на лифте», может «ходить в гости к подружкам- гласным буквам» и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и «за ручки берутся и поют вместе песенку» (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создать ситуации, где ребенок будет икать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком :
• Попросите привезти на грузовике «кирпичик» КА, или КО, или КУ и т. д.
• «Превратите» листочки со слогами в конфетки, угостите куклу «конфеткой» КИ, или КЕ, или КО и т. д.
• Поиграйте «в почтальона» - разносите «письма» - слоги членам нашей семьи, например: «Отнеси бабушке КУ», «Для папы отнеси письмо ПЕ» и т. д.
Желаю удачи!