Надежда Подрезова
Как я решаю задачи по формированию основ патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Такое чувство не возникает само по себе, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.
Публикация «Как я решаю задачи по формированию основ патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Основные задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
• Создать условия для расширения представления о малой Родине (о достопримечательностях, культуре, традициях родного края).
• Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине.
• Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
• Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
• Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.
• Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей и их традициям.
• Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Чувство патриотизма, должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Для реализации задач по патриотическому воспитанию я использую разные формы работы : организованную образовательную деятельность, наблюдения, беседы, праздники, развлечения, чтение художественной литературы, игровую деятельность, создала уголок по патриотическому воспитанию, организовала мини – музей, в котором, я меняю наполнение в зависимости с тематическим планированием работы с детьми, консультации и беседы с родителями.
Остановимся подробнее на игровой деятельности, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
В работе применяются самые разнообразные игры:
дидактические игры («Поиски добрых слов», «Как я дома помогаю», «Благородные поступки» и т. д)
словесные-игры («Кому? Что? Нужно?» «Жилое – Нежилое», «Продолжи пословицу» и т. д.)
игры-путешествия («Путешествие в сказку», «Где мы были, мы не скажем» «Воображаемое путешествие» и т. д.)
настольно-печатные игры («Наша Родина», «Потешки и поговорки», «Викторина: Моя родина Россия»и т. д.)
интерактивные («Русский солдат не знает преград» и т. д.)
игры – инсценировки («Моряки» «Пограничники» «Военные разведчики» «Летчики» и т. д.)
Игра помогает решить большинство задач, стоящих перед воспитателем.
Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, к своему городу в котором мы живем. Важно, чтобы он предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города и края, я использовала такие дидактические игры как:
«Где мы были – мы расскажем» - дети по изображению отгадывали и рассказывали о городе в котором мы живем: памятниках, зданиях, церквях, магазинах;
Рассматривали иллюстрации нашего города, читали стихи. «История родного города» - с помощью фотографий города.
Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Для его закрепления использовали следующие игры: «Кто быстро и правильно назовет домашний адрес», «Найди свою улицу», а также ряд проблемных ситуаций: «Представь, что ты потерялся», «Вызови помощь» и другие.
Необходимо учить ребенка любить свой дом, семью, детский сад, для этого я старалась создавать необходимые условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Они должны научиться не только брать, но и «отдавать» : заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи помогают решать сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад».
Формирование патриотических чувств детей также осуществляю в процессе проведения праздников – посвященных 23 февраля, 8 Марта, День Земли, День Победы.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры: «Ручеек», «Чурилки», «Журки», игры с платочком и т. д. В них отражается: образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости.
Так же использую в работе «Беседы по патриотическому воспитанию дошкольников».
- «Наша армия», «Москва – столица нашей Родины», «8 марта», «День Победы», «Наша Родина – Россия»
Дети любят читать книги, поэтому использую художественную литературу: Сказки народов России, Русские народные сказки.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать к «9 Мая» материал к выставке «Мы помним, Мы гордимся»; пополнять предметно-развивающую среду в группе.