Татьяна Карпина
Опыт реализации ФГОС в ДОУ
Понимая актуальность введения ФГОС ДО, я решила изменить свою профессиональную позицию педагога и совершенствовать и пополнять знания.
Прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы ДО в условиях введения в ФГОС ДО». В нашем детском саду был разработан план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основании этого плана я наметила для себя свой план по самообразованию. Надо было всё понять, осмыслить, было трудно. Я изучала нормативные документы как самостоятельно, так и на педсоветах, на совещаниях при заведующем. На одном из педсоветов подготовила доклад «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО». В детском саду мы внесли изменения в ООП ДО и каждый педагог разработал рабочую программу для своей возрастной группы, которая не ставит воспитателя в жесткие рамки, а дает возможность проявлять свое творчество, работать, учитывая пожелания родителей и интересы детей.
Публикация «Опыт реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В соответствии с новыми требованиями я пересмотрела систему планирования воспитательно - образовательной работы (схема написания плана была принята на педсовете). При планировании соблюдаю комплексно - тематический принцип. Действительно, при таком подходе дети получают знания непосредственно, ненавязчиво. Вот, например, тема в подготовительной группе «Космические просторы». Я читала детям книги о космосе, о Солнце, о планетах, о космонавтах; мы смотрели презентации «Покорение космоса», «Созвездие Большой и Малой Медведицы», «С. П. Королев» и другие. Мы рисовали, лепили, конструировали на космические темы; разучивали и прослушивали песни «Полёт на луну», «Знаете, каким он парнем был»; отгадывали космические загадки; раскрашивали готовые картинки о космосе. Проводили подвижные игры и игры - соревнования «Ракета», «Космонавты и инопланетяне», «Построй ракету из модулей», «Чья ракета быстрей долетит»; я создавала условия, побуждающие детей играть в сюжетно – ролевые и строительные игры на космические темы. Итоговым мероприятием стал музыкально-спортивный досуг «Ждут нас быстрые ракеты». Эта тема у детей вызвала большой интерес. Они много рассказывали дома о космосе, и было приятно услышать признание от родителей: «Наши дети знают больше нас». Одна девочка сказала: «Татьяна Александровна, скажите моим родителям, что есть такой космонавт Гречко, и он любит бывать в Нижнем Новгороде». При разработке этой темы и других, мне очень помогло сотрудничество с районной детской библиотекой. Работники библиотеки приносили в группу подборку книг и журналов на интересующую нас тему, совместно с ними мы проводили викторины и смотрели презентации.
Я считаю, что значительную помощь педагогу оказывает интернет и мультимедийное оборудование, которое есть в нашем детском саду. Это тоже важное условие для реализации ФГОС ДО. Коллективом создана копилка презентаций по темам, есть развивающие компьютерные игры.
При комплексно-тематическом планировании осуществляется интегрирование пяти образовательных областей. Это способствует развитию детей. После изучения темы заполняю мониторинговую карту. Такая оценка необходима в первую очередь мне для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.
В работе с родителями стараюсь использовать новые формы, но не забываю и такие испытанные, как наглядно-информационные средства, родительские собрания, анкетирование. Наглядная информация в родительском уголке и на сайте детского сада позволяет родителям объективнее увидеть мою работу.
В нашем детском саду (и в моей группе) сложились свои традиции, и родители принимают активное участие в мероприятиях. Это и выставки совместных творческих работ родителей и детей: я проводила выставки «Воспоминание о лете», «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Новогодняя открытка», «Волшебная снежинка», «У мамы золотые руки», «Этих дней не смолкнет слава» и другие. Проведение спортивных праздников и развлечений, где родители становятся участниками, а не зрителями (досуги «Вместе с папой», «Вместе с мамой», «Мы едем, едем в далекие края» и другие) еще больше сближает семьи. Сколько радости в глазах детей! Как они гордятся своими родителями! Ведь родители - самые главные люди в жизни детей.
Хочется ещё рассказать о небольшой традиции именно моей группы. К таким праздникам, как «День матери», «8 Марта», «23 февраля» мы учим всей группой стихотворение, и когда дети вручают подарки, они поздравляют родителей в стихотворной форме. Я уверена, что любовь к Родине начинается именно с любви и уважения к своим родителям.
В работе с семьей я использовала и метод проектов. Были реализованы следующие проекты : «Весна-красна», «Моя семья», «Безопасная дорога в школу», «Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки» (в подготовительной группе, «Воспитание культурно- гигиенических навыков» (первая младшая группа). Участие родителей в выставках, праздниках, проектах позволило мне более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики».
Очень мне нравится такая форма работы, как индивидуальные беседы. Родители видят, что я знаю их ребенка, переживаю за него, вижу его положительные стороны, обращаю внимание на слабые места, советую, как добиться лучшего результата, и радуюсь за каждый даже маленький успех малыша. На родительских собраниях педагог лишен возможности поговорить «глаза в глаза» с мамой или папой ребенка, тем более неэтично обсуждать проблемы семьи в присутствии других родителей.
Фотоотчеты о проведенных мероприятиях, фотогазеты, выставки детских работ («Портрет мамы», «Портрет папы» и т. д.») информируют родителей о жизни в группе, ведь недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Имеются также перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредством сайта МДОУ д/с «Колосок», где есть страничка нашей группы. Но необходимо отметить, что организация взаимодействия с семьёй - работа непростая, не имеющая готовых рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником для семьи
Ещё одно важное условие для реализации ФГОС в ДОО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Она способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов. При оформлении групп я опираюсь на требования ФГОС и учитываю методические рекомендации, данные в учебно-методическом пособии авторов Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф. и др. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», стараюсь создать условия для полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых. В подготовительной группе мы условно выделили зону сюжетно-ролевых игр, центр строительства, центр «Азбука безопасности», «Спорт - это жизнь», «Мы патриоты», «Экология и экспериментирование», центр «Развивайка» и «Читайка», центр «Творчество». Интеграция зон при размещении игрового материала обеспечивает реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Стараюсь, чтоб у детей была возможность двигательной активности, а также возможности для уединения: игровая зона есть в спальной комнате, были созданы условия для уединения детей в раздевалке. Большую помощь в создании среды мне оказали родители. Для детей они шили и вязали (одежда для кукол, кукольное постельное бельё, костюмы для сюжетно-ролевых игр, делали дидактические пособия по математике, по сенсорике (панно для развития мелкой моторики, различные макеты. Насыщенная предметно-пространственная среда создавалась в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы. Самоанализом своей деятельности в этом направлении считаю свое участие в конкурсе среди педагогов района «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО» в 2015 году.
В детском саду во все группы приобретены многофункциональные стеллажи, передвижные ящики на колесиках, детская современная мебель, новые игрушки и дидактические пособия. Все это обеспечивает комфорт, удобство и безопасность, а так же мобильность. Мы обновляем среду в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.
В заключении хочу сказать, что работа в соответствии со Стандартом, активизировала у меня стремление к повышению своего профессионального мастерства, к освоению новых технологий. Я всегда эффективно использовала игровые технологии в педпроцессе, теперь более уверенно применяю ИКТ технологии, активно стимулирую детей на поиск, и исследовательская, творческая деятельность теперь важная часть моей работы. Наши родители стали активными участниками образовательного процесса.
Но наряду с положительными моментами я вижу следующие проблемы:
1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС.
2. Противоречия в разработке мониторинга образовательного процесса, трудоемкость процесса создания индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Проблема в организации предметно-пространственной среды с учётом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
4. Я вижу, что задумка по введению ФГОС ДО имеет правильную цель. Немало мудрых тезисов о развитии личности ребенка, об индивидуальном подходе прозвучало в этом документе. Очень радует возврат к значимости игровой деятельности как ведущей для дошкольника. Поэтому, хочется верить, что будет выработана и разумная система требований к работе педагога. Но как это получится, пока трудно сказать.