Ольга Собетова
Консультация «Как изучать взаимоотношения дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как изучать взаимоотношения дошкольников?
Можно в течение какого-либо определенного времени отмечать, кто и сколько раз обращался к ребёнку, положение которого в группе вы изучаете, и сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов. Задавайте ребёнку вопросы о том, с кем он дружит, с кем хотел бы дружить, нравятся ли ему дети в группе, кто не нравится и почему. Постарайтесь выяснить, хочется ли ребёнку вообще посещать детский сад. Посмотрите, как он будет реагировать на ваши вопросы, фиксируйте информацию, заметки, нежелание отвечать, несовпадения в ответах.
Публикация «Консультация „Как изучать взаимоотношения дошкольников?“» размещена в разделах
Чтобы получить более непосредственные ответы, облегчить дошкольнику задачу оценки взаимоотношений можно проводить беседу в игровой форме, кукол-марионеток. Ребёнок выбирает себе персонажа, воображая своего героя в детском саду и отвечая на вопросы:
С кем бы он хотел сидеть за одним столом?
С кем ему приятнее всего играть в саду или дома?
Кому бы он дал поиграть свою любимую игрушку?
Сопоставьте результаты, полученные в беседе и в игровой ситуации. Есть ли различия? Как вы думаете, почему?
Вы уже убедились, что отвечать на прямые вопросы типа "Кто тебе нравится?" ребёнку трудно, поэтому предлагается провести исследование взаимоотношений, используя классический метод социологии в удобной для дошкольников форме. Организуйте игру "секрет". Каждого ребёнка "по секрету" от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три открытки трем детям в группе. Подготовьте список детей группы и поставьте против каждой фамилии порядковый номер. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе. После того как ребёнок сделал выбор, он выходит из группы, чтобы не встречаться с другими детьми до окончания эксперимента. Когда последний ребёнок выйдет из группы, быстро посмотрите конверты и наносите в таблицу с фамилиями цифры, стоящие на картинках. Внимание: если какие-то конверты оказались пустыми, отметьте это у себя, но положите в них лишние картинки, чтобы не заставлять детей переживать отрицательные эмоции. Затем все дети приглашаются в группу. Тот, кто набрал больше всех, становится победителем. Взрослые подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группу "предпочитаемых", "изолированных", "принятых". Дети, получившие 6-7 "подарков", попадают в "предпочитаемые"; 3-5 - "принятые", 1-2 - "непринятые"; не получившие ничего - "изолированные".
Прежде чем делать окончательные выводы, можно повторить игру с новым набором материалов через 2-3 недели. Тогда случайные, сиюминутные антипатии и симпатии можно будет сопоставить с более устойчивыми отношениями.
Подсчитав, сколько детей находятся на каждой выделенной ступени, можно сделать вывод об уровне благополучия взаимоотношений в целом, о климате в группе. Хороший климат - большинство детей попали в "предпочитаемых" и "принятых"; удовлетворительный - количество "предпочитаемых" приблизительно равно количеству "изолированных". Важный показатель - взаимность выборов.