Галина Булавинцева
Есть много способов изучать историю своей Отчизны
▼ Скачать + Заказать документы
На мой взгляд, одной из интересных инновационных форм работы с детьми сегодня является Фестиваль. Фестиваль от французского festival – празднество. Единственное определение этого термина дает «Словарь русского языка С. И. Ожегова» : «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусства».
Понятие «фестиваль» у всех ассоциируется, прежде всего, с праздником, собирающим в одном месте большое количество людей, которых объединяют общие интересы, увлечения, достижения, идеи и стремления. Всевозможные фестивали уже давно завоевали определенную нишу в обществе и стали неотъемлемой частью нашей современной жизни.
Публикация «Есть много способов изучать историю своей Отчизны» размещена в разделах
Впервые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 30-е годы XX века. С течением времени популярность организации фестивалей набирала обороты, и на сегодняшний день нашему вниманию предлагается огромный спектр направлений фестивальной деятельности. Ценители кино могут посетить кинофестивали, интересующиеся театром — фестивали театрального искусства, для гурманов, питающих пристрастие к вкусной еде и напиткам, устраиваются фестивали национальной кухни. Кроме того, придуманы и проводятся цветочные фестивали, психологические, этнические, танцевальные, детского творчества, эзотерические и даже международный фестиваль кубинских сигар или фестиваль прекрасного рождения в Австралии. Это далеко не полный перечень существующих фестивалей.
Проведение самых различных фестивалей прочно вошло в современную культурную жизнь Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения. В 2006 году на улицах Москвы впервые появились афиши, приглашающие на Фестиваль науки. Тогда мало кто представлял, о чем именно идет речь, ведь ничего подобного в нашей стране еще не было. На призыв приехать в Московский университет многие откликнулись скорее из любопытства. Но уже на следующий день к зданию Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки МГУ на Ломоносовском проспекте потянулись сотни людей, впечатленных рассказами друзей и знакомых о фестивале. С той поры прошло не так уж много времени, но словосочетание «Фестиваль науки» прочно вошло в нашу жизнь. И если тот первый Фестиваль науки в течение трех дней посетили около 20 тысяч человек, то сейчас Московский Фестиваль науки собирает сотни тысяч участников и он уже проходит в многих регионах России.
Не менее интересны и значимы, проводимые в нашей стране, исторические фестивали. Широко известные сегодня:
Международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово», который начиная с 1997 года, ежегодно проводиться в третью неделю сентября на одном из трех ратных полей России — Куликовом поле в Куркинском районе Тульской области;
На Федюнинских высотах под Севастополем в сентябре проходит мультиэпоховый «Крымский военно-исторический фестиваль»;
В июле ежегодно в Чеховском районе Московской области можно побывать на Международном военно-историческом фестивале «Битва при Молодях»;
Также хорошо известен среди любителей истории своими средневековыми рыцарскими турнирами Выборгский военно-исторический фестиваль «Рыцарский замок»;
Фестиваль «Суздаль Стародавний», который проводится на территории реконструированного «Щурова Городища» - поселения древних славян IX – XI веков с избами, амбарами, кузницами и оружейными мастерским.
Военно-исторические фестивали и реконструкции самых интересных исторических событий стали для современной России доброй традицией, позволяющей возродить интерес к родной истории и ощутить себя зрителем или участником событий давно минувших лет. Они наглядно демонстрируют воинские традиции, доспехи, костюмы, поединки и сражения.
Фестиваль обязательно создает праздничную атмосферу, тем самым подчеркивая значимость прикосновения к культуре, к истории, к науке, к знаниям.
Традиционными становятся Фестивали и в образовательных учреждениях. Я хочу поделиться с коллегами своим опытом организации и проведения Фестиваля исторических знаний для обучающихся военно-патриотических объединений «Юный патриот», который вот уже второй год проводится нами в МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорска Курской области. Используя в своих планах образовательной деятельности такую форму работы как Фестиваль исторических знаний, педагоги нашего учреждения получили универсальное средство не только для расширения знаний у наших обучающихся о истории нашей страны и Вооруженных Силах РФ, но и для развития социальной активности, гражданской ответственности, духовности, позитивных ценностей и качеств, жизненно важных для наших воспитанников.
В прошлом учебном году, осуществляя деятельность по реализации Программы патриотического воспитания обучающихся, темой Фестиваля исторических знаний стали «Дни воинской славы России». Тема была выбрана неслучайно. Анкетирование обучающихся показало, что ребятам хорошо знакомы распространенные памятные даты нашей истории :
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г. ,
23 февраля — День защитника Отечества,
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов,
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943г. ,
4 ноября — День народного единства,
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в Москве (1941г. ,
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941г.).
Остальные дни воинской славы России, а их всего 18, вызвали затруднения у наших обучающихся.
Победы русского народа над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особенному представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995г. был принят Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (Федеральный закон от 13.03.1995г. № 32-ФЗ, в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода.
С целью - познакомить обучающихся объединений «Юный патриот» с «Днями воинской славы России» нами было разработано Положение Фестиваля исторических знаний и предложено юным патриотам выбрать, изучить и представить одну из неизвестных им и предложенных дат. Форму выступления ребята выбирали самостоятельно, в согласовании с педагогами. На Фестивале мы увидели:
защиту реферата «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242г., отмечаемое 18 апреля;
видеоролик о «Дне победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770г.) - 7 июля»;
своеобразную виртуальную выставку репродукций о «Дне победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709г., памятная дата которого отмечается 10 июля;
защиту презентации на тему «9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут в 1714г.»;
живую газету «Запомни дату Бородинского сражения» (8 сентября — памятная дата);
творческое сообщение «11 сентября — день воинской славы победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра в1790г.»;
А еще были: заочная интернет экскурсия на Поле Куликово и рассказ о событии 1380г., отмечаемом 21 сентября, недописанный рассказ о событиях 1853 г. у мыса Синоп с памятной датой 1 декабря, учебный фильм «О дне полного освобождения города Ленинграда от блокады в 1944г. и в честь этого, памятной дате — 27 января», викторина «О взятии турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790г.» и памятной дате 24 декабря. О новом, с 2014г., государственном празднике «Дне неизвестного солдата» и Указе Президента об утверждении в честь него памятной даты 3 декабря, я рассказала собравшимся сама. Именно 3 декабря 1966 года в честь 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестных солдат был перенесён из братской могилы на Ленинградском шоссе и захоронен в Александровском саду в Москве.
Наш первый Фестиваль исторических знаний не только продемонстрировал как использование нетрадиционных форм в изучении исторической памяти своей Родины способствует воспитанию обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, но и способствовал развитию и демонстрации творческих способностей наших воспитанников. Так родилась идея Фестиваль сделать традиционным, ежегодным. Все, кто демонстрировал свои знания на Фестивале, получили сертификаты участников Фестиваля.
В декабре этого года нас снова собрал Фестиваль исторических знаний, но темой его стали «Вооруженные Силы Российской Федерации». Его цель - формирование совокупности универсальных учебных действий обучающихся объединений военно-патриотической направленности через изучение предназначения, истории, структуры и состава современных Вооруженных Сил РФ. Одной из главных задач Фестиваля стало воспитание готовности подрастающего поколения юных железногорцев к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества через создание условий для самореализации и саморазвития каждого участника Фестиваля. Участники демонстрировали коллективно-творческую деятельность в 7 различных направлениях Фестиваля:
Предназначение ВС РФ;
История ВС (4 этапа, начиная с создания регулярной армии на основе рекрутского набора в начале XVIII века до современной армии наших дней;
Состав ВС РФ сегодня, структуры и решаемые ими задачи;
Сухопутные войска;
Воздушно-космические войска;
Военно-морской флот;
Реформирование ВС РФ.
Помимо участников - обучающихся в Фестивале приняла участие команда наставников, сформированная из опытных педагогов военно-патриотической направленности. В ее функции входило корректировать, дополнять и анализировать выступления участников. Необходимость введения команды наставников в ход Фестиваля была продиктована еще малоизвестной новой структурой и составом ВС, спорных вопросов по продвижению реформирования современной армии, и способствовала сотрудничеству педагогов и обучающихся в достижении поставленных задач.
В ходе Фестиваля, наряду с традиционной защитой презентаций, мы увидели использование новых форм подачи материала: диалоговое общение, мозговой штурм, защита мнения, которые способствовали формированию основ гражданской идентичности, психологических условий общения и ценностных ориентиров обучающихся.
Подведя итоги, мы пришли к выводу, что Фестиваль исторических знаний это одна из эффективных форм работы в дополнительном образовании, позволяющая нашим обучающимся самореализовать свои способности, продемонстрировать свои знания, утвердиться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.