Ирина Нелепа
Тренинг для родителей «Взаимоотношения детей и родителей» в рамках родительского собрания во второй младшей группе А
▼ Скачать + Заказать документы
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мне хочется продлить атмосферу позитивного взаимодействия, которую сегодня создали Галина Александровна и Людмила Николаевна!
1. Установочный тренинг. Предлагаю Вам расслабиться, закрыть ненадолго глаза, сделать глубокий вдох носом, почувствовать, какой воздух прохладный, освежающий Вам мысли, а теперь выдохнуть ртом, почувствовав, какой воздух горячий. А теперь представьте перед собой одну большую свечу, вдохните носом и быстро и шумно задуйте её. А сейчас представьте перед собой семь маленьких свечей, сделайте глубокий вдох носом и аккуратно задуйте их все семь по одной. Теперь на фоне расслабленного состояния вспомните свою родительскую семью, ты – ребёнок, ёщё не всё умеешь, но ты ведь только учишься всему, познаёшь мир, ты имеешь право на ошибку, чтобы ты не сделал – тебе простят, и ты этим иногда пользуешься, капризничаешь, требуешь внимания, но всё равно ты знаешь, что ты ЛЮБИМ! Тебе радостно и хорошо, Улыбнись и медленно выдыхая открой глазки.
Публикация «Тренинг для родителей „Взаимоотношения детей и родителей“ в рамках родительского собрания во второй младшей группе А» размещена в разделах
Мне приятно, что вы окунулись в мир детства, вы улыбнулись и вам хорошо. Когда вы решите поругать своего малыша, сразу сделайте это упражнение, проанализируйте мотивы, побудившие вашего ребёнка к шалости или проступку, и, поверьте, вы не закричите, а решите проблему другим, более конструктивным способом!
2. Окунаясь в мир взаимодействий который нас окружает, обращу ваше внимание на теорию Эрика Берна о том что в каждом человеке присутствуют три эго состояния: ребёнок, взрослый и родитель.
Ребёнок-власть эмоций, жажда игры, развлечений, хулиганства, да-да!
Взрослый- рассудительность, трезвая оценка, здравый подход.
Родитель- опекающее поведение, экспертность, снисходительность.
Никто не станет возражать, что позиция ребёнка свойственна для ребёнка, как же можно его в этом винить? Так ведь?
Позиция родителя задаёт у другого позицию ребёнка и наоборот даже в отношениях между взрослыми людьми. Позиция взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека. Вот почему при взаимодействии с вашим ребёнком нужно остаться родителем, но пребывать в его состоянии Взрослого, это поможет ребёнку почувствовать психологическое равенство с мамой или папой, способствует усвоению правил логики.
3. Упражнение-«Давление или ведение».
Каким способом наиболее эффективно воздействовать на ребёнка, мы узнаем в результат небольшого эксперимента.
Предлагаю выйти двух мамочек. Вы - ребёнок, а Вы - мама. Чего Вы, как мама добиваетесь в общении?
(опекаю, желаю помочь найти правильный путь в сложных ситуациях, прививаю моральные качества, воспитываю, учу).
Я предлагаю соединить ваши ладошки достаточно плотно, ведь никто не станет спорить, что связь матери и ребёнка в дошкольном детстве очень плотная? А теперь, мамочка, пытайтесь дать всё то, о чём мы говорили надавливая…. Что чувствуете вы как ребёнок? То чувствуете Вы как мама?
А теперь, вы как мама, поучая, воспитывая, тяните руки с себе, медленно ведя за собой…. Что чувствуете вы как ребёнок? То чувствуете Вы как мама?
Какой способ воспитания вы как ребёнок выбираете? Какой способ воспитания, вам как маме кажется эффективным?
Вывод: если давить на ребёнка, проявляя состояние родителя, то вызываем у ребёнка сопротивление, если вести – ребёнок сам, добровольно идёт за вами.
4. Согласитесь, не у всех это получается или не всегда. «Как сделать так, чтобы дать ребёнку определённую свободу, но в тот момент, когда он нуждается во мне –не оттолкнуть, а помочь?» -Если вы часто задаетесь вопросом: значит вы хороший родитель!
А ответ прост: понять ребёнка, значит услышать его чувства, проникнуться мотивами, понять что он не только словами, но и мимикой и движениями хочет сказать Вам. К кому ему ещё прийти за помощью?
Ловите эти нюансы в общении в вашими детьми. Если у ребёнка что-вызывает тревогу, то при общении у него будет происходить внутреннее сопротивление, которое может выражаться тем, что он будет стараться сменить тему разговора, выйти из комнаты, попроситься в туалет, смотреть в сторону, захотеть есть, прекратить общение. В этом случае- проблема. Когда же ваш малыш идёт к вам за помощью или всячески показывает, что он на неё рассчитывает, то радуйтесь этому!
4. Ролевая игра «ВНИМАНИЕ»
Поскольку ведущей деятельностью ребёнка-есть игра, и как сказал знаменитый психолог Борис Эльконин «Чем разнообразнее и богаче играет ребёнок в дошкольном детстве, тем он лучше подготовлен к жизни» предлагаю немного и нам поиграть. Приглашаются две мамочки, очень желающие разобраться во всех нюансах воспитания (одна-мама, другая-ребёнок).
МАМА 1 ситуация
Играть занятую, невнимательную маму,реагировать на проблемы ребёнка поверхностно, уклоняться от решения проблемы ребёнка, предлагать искать выходы ребёнку самому! (мама-свинский родитель- реакции- морщины на лбу, ужасающий взгляд, вытянутый палец, покачивание головой, притопывание ногой, руки на груди, вдох)
РЕБЁНОК 1 ситуация
Рассказать маме, что во дворе дети смеются надо мной, не хотят играть, обижают. Добиваться, чтобы мама услышала, поняла, подсказала, добиваться этого всеми способами!
МАМА 2 ситуация
Играть внимательную маму, разобраться в ситуации, искать причины, приводить примеры из своего детства, выработать стратегию выхода, поддержать, показать, что любите!
Что вы почувствовали?
Вывод: В любой ситуации общения-станьте на место ребёнка, помогая ему, займите позицию –взрослый- тем самым научите ребёнка не привыкать, что все проблемы решите за него вы, наоборот –делать свой выбор, а следовательно и нести за него ответственность
5. Анализируя информацию о ваших детях, полученную в результате наблюдения за ними в разных ситуациях, беседами с воспитателями, моей диагностики и подгрупповых и индивидуальных занятий, многочисленных консультаций с вами, уважаемые родители, я поняла, что вы активные родители, желающие разобраться в терниях воспитания.
Касаясь многих из тех проблем, которые вы озвучивали, хочу заметить, что они напрямую касаются кризиса 3-х лет. Кризис-это хорошо-это движение вперёд!
Как многие из вас уже знают - это становление собственного я. Негативное поведение (в той ли иной степени)-это обязательное условие кризиса. Ребёнок должен сам научиться - это заложено природой
Упрямство, строптивость, и даже обесценивание взрослых- это факт детского наивного самоутверждения.
Капризы-нет стабильности в требованиях всех окружающих ребёнка взрослых, нет режима.
Агрессия –от недоверия к миру! Да-да!
Если ребёнка не понимают, отрекаются от его проблем- он будет требовать так называемого отрицательного внимания- вот вам и капризы и негативное поведение.
Решение-режим, единые требования, слушать и слышать,
играть вместе, давать возможность получить тактильные, зрительные, слуховые, осязательные ощущения,
если всё-таки негативизм и капризы - не ругать, не настаивать, не кричать, не грозить, что бросите, не сравнивать с другими детьми, капризного ребёнка - лишить зрителя, сказать спокойно: «Мне нужно папе суп сварить, а ты посиди, я приду скоро!» А лучше всего - отвлечь, кому, как ни вам знать интересы своего ребёнка,
Запомните, научить ребёнка чему-то можно только через СИТУАЦИЮ УСПЕХА, и ПОВЕРЬТЕ в своего малыша ведь вы и есть самые лучшие на свете родители!
Предлагаю взять листочки и по одному сказать своему сыну или своей дочери:Я всегда тебя буду любить!
Главное, чтоб тебе было хорошо!
Ты такой у нас молодец!
Я никогда не сомневалась, что ты это сумеешь правильно сделать!
Твои друзья такие же хорошие дети, как и ты сам!
Если тебе это предоставляет удовольствие, можешь и пошалить!
Я думаю, что в этот раз у тебя все получится!
Смотри, как прекрасны цветы!
Тебе стоит лишь захотеть, и ты справишься с этим заданием!
Верь людям, и они не обманут тебя!
Мир полон хороших людей.
Доброта помогает другим и тебе.
Старайся помочь людям!
Не обижайся на человека, когда он не прав.
Может быть, он не понимает этого.
Как здорово, что ты мой сын! (Моя дочка)
Будет и на нашей улице праздник.
После ненастья солнышко.
Хорошего понемножку.
Счастья алтыном не купишь.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Терпи, казак, атаманом будешь.
Терпенье и труд все перетрут.
Утро вечера мудренее.
Сын да дочь – ясно солнышко, светел месяц.
Правда на огне не горит, в воде не тонет.
МАМА 1 ситуация
Играть занятую, невнимательную маму,
реагировать на проблемы ребёнка поверхностно,
уклоняться от решения проблемы ребёнка,
предлагать искать выходы ребёнку самому!
(мама-свинский родитель- реакции- морщины на лбу, ужасающий взгляд, вытянутый палец, покачивание головой, притопывание ногой, руки на груди, вдох)
РЕБЁНОК 1 ситуация
Рассказать маме, что во дворе дети смеются надо мной,
не хотят играть, обижают.
Добиваться, чтобы мама услышала, поняла, подсказала,
добиваться этого всеми способами!
МАМА 2 ситуация
Играть внимательную маму,
разобраться в ситуации,
искать причины,
приводить примеры из своего детства,
выработать стратегию выхода,
поддержать, показать, что любите!
Я ВСЕГДА БУДУ ТЕБЯ ЛЮБИТЬ, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ!
Памятка для родителей
Правила гармоничных отношений с ребенком.
* Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. В общении с ребенком используйте принцип – безусловное восприятие, т. е. любите ребенка не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто за то, что он есть.
* Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
* Ваш ребенок не всегда является послушным и милым. Его упрямство и капризы неизбежны, но Вы вправе выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, ГОВОРИТЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщайте О СЕБЕ, О СВОЁМ ПЕРЕЖИВАНИИ, а не о поведении ребенка. Например: «Мне трудно собраться с мыслями, когда телевизор работает на полную громкость. Я все время отвлекаюсь.»
* Во многих капризах и шалостях ребенка повинны близкие взрослые. Потому что вовремя не поняли его. Устанавливая определенные требования по отношению к ребенку, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста и характера.
* Даже в самой тупиковой на Ваш взгляд ситуации, не применяйте физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они не созидают, а разрушают отношения с ребенком.
* Несомненно, есть правила, которым дети должны следовать и выполнять. Правила поведения делают жизнь ребенка понятной и предсказуемой. Эти правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Важно, чтобы правила были согласованы взрослыми между собой. Недопустимо, чтобы мама говорила одно, а папа – другое.
* Не делайте наказание чрезмерным.
* И напоследок: всегда верьте в то, что хорошее есть в вашем малыше. И сохраните оптимизм во всех педагогических невзгодах, ведь главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете (правильный образ жизни, умение грамотно и бесконфликтно общаться).