Юлия Ушакова
Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы провести качественную коррекцию слоговой структуры слова, надо понимать ее психофизиологические механизмы. В этой статье опишу их кратко, но рекомендую ознакомиться более подробно самостоятельно.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
Слоговая структура - характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Проще говоря, это определенная последовательность слогов в слове.
Публикация «Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)» размещена в разделах
Линейная организация движений, необходимых для реализации слога в речи осуществляется премоторными зонами, входящими в заднелобные отделы коры головного мозга. Именно эта область мозга осуществляет плавный переход от слога к слогу.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Слоги, входящие в слоговую структуру слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения. Выделение громкого и длительного по произношению слога составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.
Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последовательность слогов в слове. Надо выяснить, из-за чего именно возникает проблема и точечно ее корректировать.
Так же, уже анализируя нарушение слоговой структуры слов конкретного ребенка, подбираются коррекционные упражнения. Например, если ребенок пропускает первый слог в словах, отрабатывается упражнение «Назови первый слог» (сначала логопед говорит слово, ребенок называет только первый слог. Машина-ма, гуси-гу… Далее усложнение: ребенок называет первый слог по картинкам самостоятельно).
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Для коррекции слоговой структуры слов надо развить :
- фонематический слух
- артикуляцию звуков
- понимание последовательности (начало-середина-конец, первый-последний)
- чувство ритма
- осознание ударного слога.
Проанализируйте по пунктам, что именно западает у ребенка и проводите планомерную коррекцию.
Первые три пункта логопед корректирует постоянно на фонетических и индивидуальных занятиях: это постановка звуков, развитие фонематического слуха и определение последовательности звуков в слове, слов в предложении и т. п.
В этой статье я хочу рассказать об одном упражнении, которое надо специально отрабатывать в случае нарушения слоговой структуры слов. Оно реализует сразу несколько пунктов и дает хорошие результаты при разной степени нарушения слоговой структуры слова.
Но есть 2 условия : работа должна быть регулярной и вестись совместно логопедом и родителями.
У детей с легкой степенью результат заметен уже через несколько месяцев коррекции. У детей с тяжелой патологией результат заметен примерно через год.
За основу дидактического упражнения была взята классификация А. К. Марковой. На каждый из 14 типов слоговой структуры слова были распечатаны картинки (черно-белые, чтобы давать на дом для отработки, под ними были подписаны слова (чтобы при необходимости показать ребенку наличие тех или иных букв в слове).
Работа проводится следующим образом:
1. Ребенок называет слово (сам или с помощью логопеда). На начальном этапе, скорее всего, сначала логопеду придется четко проговорить слово.
2. Затем ребенок отхлопывает слово. Если это сложно для него, логопед показывает, как надо отхлопать и далее эти слова с хлопками буквально заучиваются наизусть. Слова со стечением согласных отхлопываем, разделяя согласные, чтобы их было слышно и можно было четко проговорить. Например, ФУН-ТИК, КАП-КАН. Если разделить слова без разделения стечения, например, БУ-ЛКА, то ребенок услышит и произнесет его как БУ-КА.
3. Далее ребенок ставит в ряд кирпичики (на выбор - кубики, блоки конструктора) по количеству слогов и, показывая пальцем на каждый из них по порядку, называет соответствующий слог. Далее называет слоги вразброс, по просьбе логопеда. Например, сначала покажи третий- потом первый- потом второй. Сначала, отрабатывая каждый тип слоговой структуры, логопед сам ставит определенное количество кирпичиков. Но далее, давая слова вразброс, ребенок сам определяет количество слогов и ставит кирпичики.
Итак: Назвал – Отхлопал – Показал слоги на кирпичиках.
Этот алгоритм показываю маме на практическом занятии. Еще раз повторюсь, мама должна быть верным помощником. Отрабатывать надо изо дня в день или хотя бы через день для достижения результата.
На каждый тип слоговой структуры отводится примерно неделя-две. В это время логопед отрабатывает на индивидуальном занятии, а мама – дома. К следующей страничке следует приступать, когда ребенок хотя бы наполовину усвоил предыдущую. Первые странички отрабатываются с трудом, детям сложно выполнять задания в полном объеме. Я рекомендую маме буквально заучивать слова.
Всегда объясняю маме суть нашей работы и какое значение оно имеет для коррекции:
Мы учим мозг делить слова на слоги, четко осознавая каждый слог. Если начать с самых простых слов, постепенно усложняя и отрабатывать достаточно долго, мозг научится автоматически отслеживать количество слогов, выделяя первый и последующие слоги. Это приведет к тому, что ребенок начнет произносить даже сложные слова с правильной слоговой наполненностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ.
Кирилл, 5 лет. ОНР, 2-3 уровень речевого развития.
Слоговая структура слов была нарушена по типу упрощения и замен звуков: фантик-саник, стук-сук.
После отработки 5 первых типов слоговой структуры необходимость в коррекции отпала, т. к. ребенок стал в свободной речи произносить слова правильно. И остальные типы слоговой структуры отработали быстро, без особых трудностей.
Данил, 5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития, дизартрия.
Слоговая структура слов была грубо нарушена : посуда-атуда, капуста – ата.
Работа проводилась во всех направлениях. Отработка всех типов слоговой структуры проводилась медленно, отводилось по 2-3 недели на один тип. Через год результат был такой: прошли 9 типов слоговой структуры. Ребенок самостоятельно называл новые картинки, отхлопывал, ставил кубики по количеству слогов. Трудности до сих пор вызывало называние слогов вразброс. Речь ребенка стала более понятна: аквариум – акариум, сковорода – саварада. Количество слогов сохранено, общая схема слова понятна, первый звук назван. Работа продолжается.