Получи документы

Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)

Юлия Ушакова
Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы провести качественную коррекцию слоговой структуры слова, надо понимать ее психофизиологические механизмы. В этой статье опишу их кратко, но рекомендую ознакомиться более подробно самостоятельно.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Слоговая структура - характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Проще говоря, это определенная последовательность слогов в слове.

Публикация «Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)» размещена в разделах

Линейная организация движений, необходимых для реализации слога в речи осуществляется премоторными зонами, входящими в заднелобные отделы коры головного мозга. Именно эта область мозга осуществляет плавный переход от слога к слогу.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Слоги, входящие в слоговую структуру слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения. Выделение громкого и длительного по произношению слога составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.

Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последовательность слогов в слове. Надо выяснить, из-за чего именно возникает проблема и точечно ее корректировать.

Так же, уже анализируя нарушение слоговой структуры слов конкретного ребенка, подбираются коррекционные упражнения. Например, если ребенок пропускает первый слог в словах, отрабатывается упражнение «Назови первый слог» (сначала логопед говорит слово, ребенок называет только первый слог. Машина-ма, гуси-гу… Далее усложнение: ребенок называет первый слог по картинкам самостоятельно).

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Для коррекции слоговой структуры слов надо развить :

- фонематический слух

- артикуляцию звуков

- понимание последовательности (начало-середина-конец, первый-последний)

- чувство ритма

- осознание ударного слога.

Проанализируйте по пунктам, что именно западает у ребенка и проводите планомерную коррекцию.

Первые три пункта логопед корректирует постоянно на фонетических и индивидуальных занятиях: это постановка звуков, развитие фонематического слуха и определение последовательности звуков в слове, слов в предложении и т. п.

В этой статье я хочу рассказать об одном упражнении, которое надо специально отрабатывать в случае нарушения слоговой структуры слов. Оно реализует сразу несколько пунктов и дает хорошие результаты при разной степени нарушения слоговой структуры слова.

Но есть 2 условия : работа должна быть регулярной и вестись совместно логопедом и родителями.

У детей с легкой степенью результат заметен уже через несколько месяцев коррекции. У детей с тяжелой патологией результат заметен примерно через год.

За основу дидактического упражнения была взята классификация А. К. Марковой. На каждый из 14 типов слоговой структуры слова были распечатаны картинки (черно-белые, чтобы давать на дом для отработки, под ними были подписаны слова (чтобы при необходимости показать ребенку наличие тех или иных букв в слове).

Работа проводится следующим образом:

1. Ребенок называет слово (сам или с помощью логопеда). На начальном этапе, скорее всего, сначала логопеду придется четко проговорить слово.

2. Затем ребенок отхлопывает слово. Если это сложно для него, логопед показывает, как надо отхлопать и далее эти слова с хлопками буквально заучиваются наизусть. Слова со стечением согласных отхлопываем, разделяя согласные, чтобы их было слышно и можно было четко проговорить. Например, ФУН-ТИК, КАП-КАН. Если разделить слова без разделения стечения, например, БУ-ЛКА, то ребенок услышит и произнесет его как БУ-КА.

3. Далее ребенок ставит в ряд кирпичики (на выбор - кубики, блоки конструктора) по количеству слогов и, показывая пальцем на каждый из них по порядку, называет соответствующий слог. Далее называет слоги вразброс, по просьбе логопеда. Например, сначала покажи третий- потом первый- потом второй. Сначала, отрабатывая каждый тип слоговой структуры, логопед сам ставит определенное количество кирпичиков. Но далее, давая слова вразброс, ребенок сам определяет количество слогов и ставит кирпичики.

Итак: Назвал – Отхлопал – Показал слоги на кирпичиках.

Этот алгоритм показываю маме на практическом занятии. Еще раз повторюсь, мама должна быть верным помощником. Отрабатывать надо изо дня в день или хотя бы через день для достижения результата.

На каждый тип слоговой структуры отводится примерно неделя-две. В это время логопед отрабатывает на индивидуальном занятии, а мама – дома. К следующей страничке следует приступать, когда ребенок хотя бы наполовину усвоил предыдущую. Первые странички отрабатываются с трудом, детям сложно выполнять задания в полном объеме. Я рекомендую маме буквально заучивать слова.

Всегда объясняю маме суть нашей работы и какое значение оно имеет для коррекции:

Мы учим мозг делить слова на слоги, четко осознавая каждый слог. Если начать с самых простых слов, постепенно усложняя и отрабатывать достаточно долго, мозг научится автоматически отслеживать количество слогов, выделяя первый и последующие слоги. Это приведет к тому, что ребенок начнет произносить даже сложные слова с правильной слоговой наполненностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ.

Кирилл, 5 лет. ОНР, 2-3 уровень речевого развития.

Слоговая структура слов была нарушена по типу упрощения и замен звуков: фантик-саник, стук-сук.

После отработки 5 первых типов слоговой структуры необходимость в коррекции отпала, т. к. ребенок стал в свободной речи произносить слова правильно. И остальные типы слоговой структуры отработали быстро, без особых трудностей.

Данил, 5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития, дизартрия.

Слоговая структура слов была грубо нарушена : посуда-атуда, капуста – ата.

Работа проводилась во всех направлениях. Отработка всех типов слоговой структуры проводилась медленно, отводилось по 2-3 недели на один тип. Через год результат был такой: прошли 9 типов слоговой структуры. Ребенок самостоятельно называл новые картинки, отхлопывал, ставил кубики по количеству слогов. Трудности до сих пор вызывало называние слогов вразброс. Речь ребенка стала более понятна: аквариум – акариум, сковорода – саварада. Количество слогов сохранено, общая схема слова понятна, первый звук назван. Работа продолжается.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)
Опубликовано: 20 июня 2023 в 03:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ушакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД